Московский музей современного искусства

Московский музей современного искусства – первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. С момента открытия музей многократно расширил сферу своей деятельности и получил признание широкой публики. Сегодня музей является одним из самых активных участников художественной жизни столицы. Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2.000 работ известных мастеров XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия. Коллекция музея постоянно растет за счет закупок и даров. Сегодня музей располагается на четырех площадках в историческом центре Москвы. Основное здание, в котором размещается постоянная экспозиция и проводятся временные выставки, расположено на улице Петровке, в бывшем особняке купца Губина, построенном по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. Кроме того, в распоряжении музея находятся три великолепных выставочных пространства: пятиэтажное здание в Ермолаевском переулке, просторная галерея на Тверском бульваре и старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульваре.

События

2 марта c 19:30 до 21:00, через 44 дня

Лекция посвящена рассмотрению различных форм художественной жизни первого постсоветского десятилетия, направленных на обретение общих принципов и критериев профессиональной художественной деятельности в ситуации, когда прежние системы и категории стали неприменимы. На примере галереи в Трехпрудном переулке, мастерской визуальной антропологии и других инициатив мы посмотрим, как через социальное измерение художественных проектов проговаривалась потребность в определении знаковых, поведенческих, социальных оснований этой профессиональной области. Мы также обратимся к московскому акционизму (Анатолий Осмоловский, Александр Бренер и другие), чтобы показать, как изменился социальный статус художника и его роль в общественной жизни.

Далее

3 марта c 19:30 до 21:00, через 45 дней

Новые скорости жизни, ощутимые, например, в процессе развития различного вида транспорта и путей сообщения между странами и континентами, а также в урбанизации — сказывались на восприятии человеков времени. Это находило свое выражение как в визуальном искусстве, так и новом понятии «длительности» французского философа А. Бергсона. На первой вводной лекции мы поговорим о предпосылках зарождения искусства новых медиа с 1910-х по 1930-е годы с учетом авангардных экспериментов с фотографией и живописью (Марсель Дюшан, Эдвард Майбридж, Джакомо Балла, Александр Родченко). Вместе с тем, обозначим, как сформировался интерес к носителю информации в концепции современника тех событий Вальтера Беньямина и его культового текста о произведении искусства в эпоху технической воспроизводимости.

Далее

4 марта c 19:30 до 21:00, через 46 дней

В современной итальянской архитектуре представлены все передовые тренды зодчества ХХ — ХХI веков. Но в чем же особенность школы, в историю которой вошло творчество Альдо Росси, Луиджи Качча Доминиони, Микеле де Луки, архитекторов бюро Fuksas и других мастеров? И в чем же секрет успеха знаменитого на весь мир итальянского дизайна, обладающего безоговорочной репутацией мирового лидера отрасли, представленного такими корифеями, как Гаэтано Пэше, Фабио Новембре, наследниками гениев дизайна ХХ века, Джо Понти, Пьеро Форназетти и Акиле Кастильони?

Далее

6 марта c 13:00 до 14:30, через 48 дней

Форма и эмоциональная составляющая обнаженного тела – некоторые из самых больших «загадок», вызовов и опасностей для фотографа. «Заряженная» первобытными инстинктами, связанными с чудом жизни и страхом смерти, обнаженная фигура балансирует на тонкой грани между многословной описательностью и художественной трансформацией. Однако, как и в случае со всем, что потенциально является объектом фотографии, конечный результат зависит от взгляда, чувствительности и чутья фотографа.

Далее

9 марта c 19:30 до 21:00, через 51 день

Лекция построена на противопоставлении зрелищных и не зрелищных тенденций в российском искусстве 2000-е. Первая возникла в самом начале нулевых как реакция на зарубежный опыт — искусство взаимодействия — и настаивала на скромности и незаметности художественного произведения. Поддерживаемая Анатолием Осмоловским, программой Escape и обществом «Радек» она просуществовала недолго и в скором времени была вытеснена искусством, «подписываемым» финансовым потоком нефтяных денег. Это искусство «большой формы» — вторая тенденция — было зрелищным и привлекательным, гламурным и, за редким исключением, безобидным и не критичным по отношению к власти и обществу. Примеры Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Валерия Кошлякова, группы AES+F и вновь Анатолия Осмоловского продемонстрируют, как перестраивались художественные стратегии под влиянием формирующегося арт-рынка и крепнущей институциональной системы, связанной с появлением Московского музея современного искусства, Государственного ц...

Далее

10 марта c 19:30 до 21:00, через 52 дня

Кризис репрезентации и размытые границы между арт-практиками и повседневной жизнью — одни из многих теоретических посылов искусства XX века. История культуры тогда зафиксировала новое измерение художественного опыта, которое оказалось тесно сплетено с тканью образа — оторвавшегося от холста и фиксируемого на видеокамеры. Исследование границ между жизнью и искусством, а также форм нового синтетического творчества стало предметом художественного высказывания как в середине-конце XX века (Йозефа Бойса, Вито Аккончи, Билла Виолы и других), так и в начале XXI века в видеоинсталляциях актуальных постсоветских авторов (Альберт Солдатов, Евгений Гранильщиков, Владислав Мамышев-Монро, П. Инфанте-Арана). На лекции мы обратимся к творчеству упомянутых художников, а также разберем работу теоретика визуальных исследований и среды Гарвардского университета Д. Бруно, посвященную современным медиа, в частности, видео и способам их трансляции — будь то на кино- и видеоэкран, галерейная выставка, фас...

Далее

11 марта c 19:30 до 21:00, через 53 дня

Эффектность, образность, многообразие форм, передовые идеи и решения и абсолютная рациональность сделали архитектуру Нидерландов, представленную такими выдающимися зодчими, как Рем Колхас и Винни Маас, одной из самых уважаемых в мире. Голландский дизайн в лице мировой звезды Марселя Вандерса, Studio Job, Droog Design, Хеллы Йонгериус также очень многогранен и ярок и отражает совершенно разные направления: он может быть провокационным, высокотехнологичным, традиционным, ярким и забавным, обладать ремесленной составляющей, экологически-ориентированным, оставаясь всегда очень самобытным и «штучным».

Далее

13 марта c 13:00 до 14:30, через 55 дней

Если в прошлой лекции мы говорили о том, как режиссеры используют «современное искусство» в кино, то на этой лекции речь пойдет о киноэффектах в современном искусстве — то есть о том, что дает эффект кино, или же эффект фотографии, когда он появляется в формате «картины». Рассмотрим, как этот эффект вытаскивает зрителя из сферы чувственного восприятия, получения «удовольствия» в сферу «мыслительную» и «абстрактную»?

Далее

16 марта c 19:30 до 21:00, через 58 дней

На лекции будет обозначено несколько подходов к выстраиванию авторской идентичности, которые используют сегодня молодые художники. Среди них: этничность (Таус Махачева, Евгений Антуфьев), исследование и научный аппарат (АСИ, Анна Титова, Михаил Толмачев, Илья Долгов), субкультура и DIY (Егор Кошелев, Алина Гуткина, Влад Кульков, Валерий Чтак, Иван Горшков) и бунт и протест (группировка ЗИП, Павел Арсеньев, ЕлиКука). Мы выделим эти стратегии, чтобы упорядочить и лучше понять эту невероятно динамичную часть российской культурной жизни, которая является одним из самых точных и интересных регистраторов состояния общественной и культурной жизни.

Далее

17 марта c 19:30 до 21:00, через 59 дней

С появлением Всемирной сети в 1990-е годы, художники сделали сетевой активизм и медиумом, и сообщением для трансляции высказываний на поле актуального искусства (движение net.art). Мгновенность распространения скорости стала важным составляющим сетевого активизма (Д. Молл, Electronic Disturbance Theater). Вместе с тем, широкое распространение клише поведения в социальных медиа — от Instagram до YouTube — и непрозрачность использования данных юзеров стала предметом критического исследования художников (Share Lab, Е. Никоноле, AES+F, А. Мунтадис, А. Рюст). Каковы границы свободы пользователей в этом мире и каково его будущее? Ответ на этот вопрос будет предложен исходя из разбора высказываний актуальных авторов.

Далее

18 марта c 19:30 до 21:00, через 60 дней

Трепетное отношение к природному материалу и традициям народных ремесел, постоянное внимание к человеку и его нуждам — без этих основополагающих принципов скандинавской школы архитектуры и дизайна сегодня невозможно представить философию западного дизайна в целом. Скандинавское отношение к предметной среде сочетает функциональность, внимание к цвету и фактуре, простоту, доступность, бескомпромиссный гуманизм — все для человека и только для него. И это определило его безоговорочное признание во всем мире. На последней лекции курса поговорим об Алвара Аалто, Ээро Сааринена, Арне Якобсена, Вернера Пантона, Тапио Виркала и других легендарных скандинавских архитекторах и дизайнерах.

Далее

20 марта c 13:00 до 14:30, через 62 дня

И кино, и фотография – это два искусства, которые постоянно поставляют нам зрелище. Но у этого зрелища есть и опасная сторона. Киноглаз способен увидеть нас, публику, и одновременно показать нам что в нас можно смотреть. Мы сами для себя становимся большим зрелищем: смотрим на все, что с нами происходит, включая сцены массового насилия. А поскольку в массовом насилии нет героев – то «жертвами» его мы сами и являемся. Об этом часто думает постмодернизм, показывая – как в случае пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – что вина второстепенных персонажей в том, что они именно «зрители».

Далее

23 марта c 19:30 до 21:00, через 65 дней

Лекция посвящена рассмотрению перформанса в исторической перспективе, начиная с исторического авангарда до первого послевоенного десятилетия. Какими путями шло развитие перформанса? Как этот процесс соотносился с другими направлениями в искусстве: футуризмом, дадаизмом, живописью действия и т.д.? Что в искусстве первой половины ХХ века в наибольшей степени определило каноническую форму перформанса? Мы обсудим, как перформанс связан с кризисом репрезентации, и почему именно этот вид искусства стал одним из самых радикальных способов слома традиционных жанровых границ и преодоления ограничений арт-системы? Примерами нам послужат произведения художников-авангардистов (Владимир Маяковский, Филиппо Томмазо Маринетти, Тристан Цзара, Франсис Пикабиа и др.), а также работы середины ХХ века за авторством Джексона Поллока, Ива Кляйна, Аллана Капроу и др.

Далее

24 марта c 19:30 до 21:00, через 66 дней

Развитие различных гаджетов и их использование почти во всех сферах жизни человека ставит вопрос ребром: симбиоз человеческого и машинного уже начался, и мы уже живем в мире киборгов — технически усовершенствованных тел? Спор вокруг этой темы становится питательной средой для художественных высказываний (Стеларк, В. Весна, арт-группа «Куда бегут собаки», С. Стенси). Расширение привычного понятия «телесности» и опыты в области генной инженерии выразились в отдельном направлении «био-арт», обозначив зыбкость границ между экспериментами по вмешательству в «живую» природу. Например, в аспекте генной инженерии (Э. Кац, О. Киселева, Д. Дэвидс, С. Анкер, М. де Мензис). Многообразные работы представителей этих направлений исследуют границы вмешательства в природу, подчеркивающие, как и её хрупкость, так и её конструированность и возможную пластичность. Обсудим на лекции все эти вопросы, обратимся к творчеству упомянутых художников, а также — к концепции киборгов Д. Харауэй, предвосхитившей...

Далее

27 марта c 13:00 до 14:30, через 69 дней

Рекламная фотография, которая дала нам некоторые исключительные, с художественной точки зрения, образцы, в основном все же относится к сугубо прикладному направлению. В этом жанре основной целью является «презентация», продвижение и, наконец, покупка рекламируемого продукта. Эта особенность, вместе с техническими возможностями, которые предоставляются фотографу, часто приводит к эстетическим преувеличениям и псевдо-художественным подходам. В современной эпохе именно они становятся одним из главных инструментов «воспитания» эстетических вкусов широкой публики.

Далее

30 марта c 19:30 до 21:30, через 72 дня

На лекции рассматривается ситуация 1960 — 70-х годов ХХ века, когда перформанс оформляется в качестве отдельного вида искусства в произведениях Марины Абрамович, Вито Аккончи, Тейчина Сье, Йоко Оно, Йозефа Бойса и других авторов. Мы поговорим о том, с какими намерениями и надеждами было связано новое выразительное средство, и смог ли перформанс их оправдать?

Далее

31 марта c 19:30 до 21:00, через 73 дня

Виртуальные существа, самовоспроизводящиеся программы машинных кодов, роботы – все эти персонажи сошли со страниц нон-фикшн литературы в реальный мир, преобразив его облик. Базовый посыл компьютерной инженерии и экспериментов в области нейронаук в настоящее время заключается в том, что синтетические системы позволят нам понять как устроено наше мышление и как оно может эволюционировать при помощи технологий. Свой спектр решений данного вопроса есть и в художественном сообществе (Symbiotica, :vtol:, Т. Рей, Д. Булатов, К. Ринальдо, Р. Уолис, проект «Daemons in the Machine» Laboratoria Art&Science Foundation и MMOMA). Произведения гибридного искусства позволяет расширить привычный взгляд на вопросы об искусственном интеллекте благодаря художественному воображению. На лекции обсудим работы художников, а также посмотрим, как данные аспекты анализируются в концепциях современных философов Л. Брайанта и Я. Богоста с возрастанием поля деятельности искусственных сущностей.

Далее

1 апреля c 19:30 до 21:00, через 74 дня

Обладающая богатейшей архитектурной историей и традицией, в последние годы Испания подарила миру таких выдающихся зодчих, как приверженец био-тека, архитектор-футурист Сантьяго Калатрава и «аскетичный» модернист Рафаэль Монео. Эта страна стала одним из международных центров архитектурной инновации и олицетворением качественной, отвечающей новейшим стандартам 21-го века, архитектуры. Постоянное обращение к технологическим новшествам является определяющим и для деятельности ведущих испанских промышленных дизайнеров, таких как Хайме Айон, Эктор Серрано, Патриция Уркиола. В их работах новизна сочетается с ясной и простой формой, цитатами из традиции, юмором и парадоксом.

Далее

2 апреля c 19:30 до 21:30, через 75 дней

Лекция состоится 2 апреля в 19:30 только в формате онлайн-трансляции. Стоимость билета на онлайн-трансляцию лекции — 450₽. Трансляция будет проходить через платформу Webinar.ru. Вам на почту придет подтверждение об участии, а в день трансляции — ссылка с приглашением на вебинар и несколько напоминаний о трансляции перед ее началом. Пожалуйста, следите за новостями на почте!  ___ О лекторе:  Аддис Гаджиев — художник-постановщик, преподаватель Московской школы кино, куратор программы «Художественная постановка» в МШК. Аддис Гаджиев родился в Баку в семье художников

Далее

3 апреля c 13:00 до 14:30, через 76 дней

Киберпространство способно стать страной грез и потерянным раем, манящим полнотой ощущений. Бытие киберпространства расширяет, освобождает сознание, дает возможность видеть гиперизмерения. Это пространство и креативная зона, где царствует воображение и преступление. Как писал отец киберпанка Уильям Гибсон: «сумрачная, слабо определенная область, где искусство еще не совсем переходит грань преступления, а преступление не совсем дотягивает до искусства». На лекции мы рассмотрим как артхаусные, так и голливудские примеры проявления «киберпанковской чувствительности» и различные способы создания альтернативных миров в кинематографе, включая такие известные примеры, как «Матрица», «5 элемент», «Звездные войны» и «Терминатор». Мы обсудим роль идеи интерзоны для современного искусства.

Далее