Московский музей современного искусства

Московский музей современного искусства – первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. С момента открытия музей многократно расширил сферу своей деятельности и получил признание широкой публики. Сегодня музей является одним из самых активных участников художественной жизни столицы. Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2.000 работ известных мастеров XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия. Коллекция музея постоянно растет за счет закупок и даров. Сегодня музей располагается на четырех площадках в историческом центре Москвы. Основное здание, в котором размещается постоянная экспозиция и проводятся временные выставки, расположено на улице Петровке, в бывшем особняке купца Губина, построенном по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. Кроме того, в распоряжении музея находятся три великолепных выставочных пространства: пятиэтажное здание в Ермолаевском переулке, просторная галерея на Тверском бульваре и старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульваре.

События

Москва 24 апреля c 19:30 до 21:00, через 6 часов

Во второй половине ХХ века театральный эксперимент все больше выходил на уровень перформанса, — и наше внимание в этой лекции сосредоточится именно на этой форме представления. Почему встреча американского хореографа Мерса Каннингема и знаменитого экспериментатора-минималиста в музыке Джона Кейджа оказалась судьбоносной для современного театра? Какой след в истории театра оставила их совместная работа в творческой среде новаторского Black Mountain College? Как перформансы концепталиста Йозефа Бойса отразились на искусстве спектакля? Как Пина Буш изменила общепринятое представление о танце и балете? На лекции мы не только ответим на эти вопросы, но и поговорим о радикальном и политическом венском ационизме в театре, о перформансах Алана Капроу, Марины Абрамович и группы Флуксус.

Далее

Москва 26 апреля c 17:00 до 19:00, послезавтра

26 апреля в пространстве ММОМА, ПЕТРОВКА 25 работы Луиз Буржуа, Амедео Модильяни, Арсения Жиляева, Синди Шерман, Алигьеро Боэтти, Марселя Бротарса, Филиппа Паррено, Саймона Старлинга и других художников войдут в роли согласно сценарию, написанному объединением «Театр взаимных действий» на основе пьесы Антона Чехова «Чайка». В этот день в экспозиции пройдет перформанс британской художницы Келли Спунер «Разминка», онлайн-встреча с педагогом, куратором, руководителем образовательного отдела «Манифесты 10» и «Документы 14» Сепаке Ангиамой, а пионер итальянского эмбиента Джиджи Мазин представит свой новый альбом KITE.

Далее

Москва 26 апреля c 19:30 до 21:00, послезавтра

Первая лекция цикла Лектория ММОМА «Современное искусство и мода» будет посвящена авангардному искусству 1920-х и его влиянию на моду этого времени. Будем говорить о художнице – абстракционистке Сони Делоне. Советском конструктивизме. Рассмотрим проекты «Прозодежда» и «Нормаль-одежда», конструктивистский текстиль от Варвары Степановой, Любови Поповой, Александры Экстер. Прикоснемся к немецкому конструктивизму 1920-1930-х гг., и творчеству Миуччи Прады. Познакомимся с работами выдающегося американского модельера 1930-1950х гг. Клэр Маккардел. Представим Вам керамические вазы и кувшины Пабло Пикассо, а также наследие Пикассо в коллекции Jil Sander «Весна-лето 2012».

Далее

Москва 27 апреля c 19:00 до 21:00, через 3 дня

Московский музей современного искусства приглашает 27 апреля в 19.00 на открытие группового проекта «Моя прелесть. Волосы». Собранные на выставке работы представляют человеческие волосы в неожиданном качестве, исследуют их историю и анализируют их место в культуре. Вход на выставку бесплатный по предварительной регистрации.

Далее

Москва 28 апреля c 19:30 до 21:00, через 4 дня

В субботу, 28 апреля, в светлом и творческом пространстве музея-мастерской состоится концерт «Музыка эпохи Налбандяна». В программе романсы «Они отвечали» Сергея Рахманинова, «Не ветер, вея с высоты» Сергея Танеева, «Тучки небесные» и «Подъезжая под Ижоры» Георгия Свиридова, а также инструментальные сочинения «Шесть румынских танцев» Белы Бартока, «Танцы деревни Каллаи» Золтана Кодая, «Венское каприччио» Фрица Крейслера, «В подражание Альбенису» Родиона Щедрина. В концерте примут участие лауреаты международных конкурсов Ксения Крылова (меццо-сопрано), Наталья Унанова (скрипка) и Тиса Йосида (фортепиано).

Далее

Москва Серия событий, ближайшее 29 апреля

Сборные экскурсии по выставке Владимира Янкилевского | каждое воскресенье | 18 марта - 29 апреля | 15.00

Далее

Москва 15 мая c 19:30 до 21:00, через 21 день

На заключительной лекции курса поговорим о постдраматическом театре, который стал квинтэссенцией и итогом всех театральных экспериментов ХХ века. Театр, отказавшийся от традиционных способов воздействия на зрителя, выработал свои методы произвести эффект и донести самые сложные идеи. Концепция синтеза XIX века реализовалась в современной мультидисциплинарности театра, который вобрал в себя открытия кино, медиа, перформанса и современного танца. Зритель в современном театре зачастую больше не пассивный наблюдатель, а соучастник. Обсуждение современного театра построим на «Эстетике перформативности» Фишер-Лихте, «Постдраматическом театр» Ханса-Тиса Лемана, на фестивальном движении (от Авиньонского фестиваля), документальном театре, «Римини Протокол» и театре социологии.

Далее

Москва 17 мая c 19:00 до 20:30, через 23 дня

Независимо от времени создания, натюрморт всегда интригует нас вопросами, случайны ли те вещи, которые мы видим, или в них содержится некий смысл? Зачем именно эти предметы нам показаны и что они в себе содержат? Натюрмортный жанр непосредственно связан с бытом, образ которого в 1920-30-е годы претерпевает большие изменения вместе с перестройкой сознания и переоценкой жизненных ценностей. В это время складываются новые отношения человека с вещью. На третьей лекции курса мы будем рассматривать натюрморт как художественное мировоззрение, и увидим, как постепенно рождается новая символика, и предметы наполняются иными смыслами. Вещи, используемые в быту, образуют своеобразный код исторического времени и воскрешают атмосферу эпохи от малой детали к большому целому.

Далее

Москва 17 мая c 19:30 до 21:00, через 23 дня

Вторая лекция цикла Лектория ММОМА «Современное искусство и мода» будет посвящена Эльзе Скиапарелли – великой сюрреалистке моды, ее уникальному «сюрреалистическому» тандему искусства и стиля с Сальвадором Дали. Познакомимся с ее моделям, созданным по эскизам Сальвадора Дали и Жана Кокто, с ювелирным украшениям и модным иллюстрациями. Будем говорить о Возрождении дома Elsa Schiaparelli в 2000-х гг. Откроем Вам мир сюрреалистических мотивов выдающегося дизайнера обуви Андре Перуджиа.Джорджо де Кирико, покажем костюмы «Русских сезонов» Дягилева. Далее перейдем к сюрреалистическим образам в коллекциях современных дизайнеров (Giles, Mary Katrantzou, Jean-Charles de Castelbajac и др.). Представим Вашему вниманию голландский дизайнерский дуэт Viktor & Rolf: концептуальную «Высокую моду» с цитатами их сюрреализма, абстракциями и авангарда.

Далее

Москва 24 мая c 19:00 до 20:30, через 30 дней

Тема смерти — одна из ключевых в мировом искусстве ХХ века, однако картин отечественных художников на эту тему, включая натюрморты жанра «vanitas» и «memento mori», можно обнаружить совсем не много. Почему в годы триумфа насильственной смерти об этом так много и откровенно говорится в литературе и кинематографе, а в советской живописи — как будто умалчивается? Официальное искусство 1930-х годов, призванное героизировать и романтизировать образ войны, не только отрицает саму смерть, но отторгает даже мысль о ней, оно развивает мифологемы «светлого пути», движения в «счастливое завтра», а смерть, как известно, это остановка. В то же время, культ смерти Великого Вождя, как ни странно, важнейший элемент идеологии социализма. Отношение к теме смерти отражает как индивидуальное, так и массовое сознание эпохи — об этом через советское искусство «между двумя войнами» и поговорим на четвертой лекции курса.

Далее

Москва 24 мая c 19:30 до 21:00, через 30 дней

Третья лекция цикла Лектория ММОМА «Современное искусство и мода» будет посвящена поп-арту и моде 1960-х гг. «Бумажным» платьям от Энди Уорхола в 1960-х. Покажем изображения духов Chanel №5. Поговорим о влиянии поп-арта на творчество Ива-Сен Лорана. Расскажем Вам о персоне Дэвида Хокни как одной из самых ярких «икон стиля» из сферы искусства в истории моды. Оп-арте. Эстетической концепции. Окунемся в творчество Бриджит Райли и Виктора Вазарели. Сделаем акцент на влиянии оп-арта на моду 1960-1970-хх гг. и современных модных тенденциях (Marc Jacobs, Dries van Noten, Jil Sander и др.). Дойдем до творчества Франко Москино в 1980-190-х гг., возрождения темы поп-арта в моде. Не оставим без внимания современные коллекции дома Moschino от Джереми Скотта, а также поп-арт в модных коллекциях последних сезонов ( Dior, Mary Katrantzou, Marc Jacobs, Henry Holland, Anya Hindmarch и др.)

Далее

Москва 31 мая c 19:00 до 20:30, через 37 дней

Борис Гройс одним из первых предложил установить связь между русским художественным авангардом и советским тоталитарным искусством, объясняя, например, это тем, что «переход от авангарда к социалистическому реализму… диктовался самой логикой развития идеи авангарда: созданием новой реальности». На четвертой лекции курса мы проследим связь советского искусства 1920-30-х с наследием русского авангарда и его движение к соцреализму. А примерами нам послужат кинолента Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», а также тонкие иллюстрированные журналы «Красная нива», «Прожектор», «30 дней», где репродукции картин и рисунки соседствуют с фотографией. Анализируя эти свидетельства и символы эпохи, мы выявим некоторые тенденции искусства 20-х годов, художественные образы и «репертуар символов», которые позже лягут в основу языка соцреализма.

Далее

Москва 31 мая c 19:30 до 21:00, через 37 дней

Четвертая лекция цикла Лектория ММОМА «Современное искусство и мода» будет посвящена выдающимся иллюстраторам моды ХХ-ХХI вв (Кристиану Берару, Леону Бениньи, Антонио Лопесу, Матсу Густавсону, Франсуа Берту и др.), истории и современности. Вы узнаете о великом иллюстраторе моды 20-го века Рене Груо, мастере образа, «жеста» и «мизансцены». Будет возможность увидеть легендарные постеры, рекламные компании и иллюстрации, выполненные им в 1940-1950-х гг. для дома Christian Dior. Покажем Вам модели Джона Гальяно для дома Christian Dior, вдохновленные образами Груо. Иллюстрации Рене Груо для домов Balenciaga и Givenchy, для журналов Vogue, Elle и Harper`s Bazaar. Пройдем путь от выдающегося французского художника, автора комиксов Moebius (Жан Жиро) до комиксов Blueberry, Metal Hurlant (Heavy Metal), костюмов из кинофильмов Tron, «Пятый элемент», «Ива», «Бездна» и легендарной фантастической ленты 1970-х годов «Дюна» Алехандро Ходоровского. Развернем серию иллюстраций для рекламной кампании ...

Далее

Москва 7 июня c 19:00 до 20:30, через 44 дня

Квадрат, круг, крест, треугольник и другие простейшие геометрические фигуры были предложены мастерами авангарда в качестве основы языка искусства, способного выразить революционную эпоху. О «зрительно-графическом способе выражения понятий» в начале 1920-х годов упоминает Павел Флоренский. Однако в изучении нового языка искусства — а именно на новизну претендовало искусство 1920-х годов — возникают и такие ситуации, когда «слова не называют вещи и идеи, а как бы намекают на них». На лекции рассмотрим идею «строго научного метода обследования символического наследия», выдвинутую Павлом Флоренским в статье «Словарь символов», а также введенное в статье «Символ в системе культуры» Юрием Лотманом определение «и еще что-то». На примере одной из доминирующих в искусстве 1920-х годов форме круга (шар, колесо, мяч) проанализируем превращение пластического мотива в образ-символ и связанные с ним ключевые понятия эпохи «новое небо» и «новая земля».

Далее

Москва 7 июня c 19:30 до 21:00, через 44 дня

Пятая лекция цикла Лектория ММОМА «Современное искусство и мода» будет посвящена коллаборации дома Louis Vuitton с представителями концептуального искусства 20-21 вв. Начнем лекцию с обращения к искусству 20-21 вв. в коллекциях дома Dior, его выставочных арт-проектах с современными художниками Lady Dior as seen By, коллекции Dior Lady Art – моделях легендарной сумки, разработанных представителями современного искусства. Детально рассмотрим капсульные коллекции платков Hermes Editeur с использованием новых техник цветопечати на основе творчества абстракциониста Джозефа Альберса, концептуалиста Даниэля Бюрена, автора концептуальной фотографии Хироси Сугимото, представителя «кинетического» искусства Хулио ле Парка. Погрузимся в стрит-арт и граффити коллекций последних сезонов, рассказав Вам о новом секретном приеме «визуализации» в современной моде Chanel, Dior, Raf Simons, Louis Vuitton. Познакомимся с Keith Haring и Kaws - ведущими художниками граффити разных поколений - и их творчеств...

Далее

Москва 21 апреля c 19:00 до 23:00, 3 дня назад

В этом году Московский музей современного искусства приглашает вас провести БИБЛИОНОЧЬ в пространстве музея Вадима Сидура. В программе: творческий вечер Льва Повзнера, показ видеоархива музея, дискуссия о книжной графике Вадима Сидура, презентация обновленной библиотеки ММОМА. Участие бесплатное, по предварительной регистрации

Далее

Москва 21 апреля c 12:30 до 14:00, 3 дня назад

Как охарактеризовать действие критика? Он реагирует или действует? Рефлектирует или организует? Как расценить конфликтность его позиции, безаппеляционность суждения, неуместность выходки? Есть ли этика критического сообщества? Гостем семинара будет философ, теоретик искусства Олег Аронсон — кандидат наук (философия), лауреат премии Мирона Черненко Гильдии киноведов и кинокритиков России (2003), Лауреат премии Андрея Белого за гуманитарные исследования (2007)

Далее

Москва 20 апреля c 19:30 до 21:00, 4 дня назад

Цикл лекций «Перово архитектурное» — это специальный проект музея Вадима Сидура, задуманный автором — практикующим архитектором и теоретиком архитектуры Тиграном Арутюняном — как попытка начать содержательную дискуссию о значении и ценности городской среды «спальных» и промышленных районов столицы. Их часто нелинейной и многослойной истории, отразившейся в локальном городском ландшафте. В ходе лекций участники смогут познакомиться с архивными материалами, касающимися урбанистической истории района, профессиональными оценками и комментариями, а также со специально собранными интервью с ныне живущими авторами некоторых значимых районных построек. Всего в рамках цикла запланировано 5 выступлений, которые будут проходить раз в два месяца, и будут основываться на текущем исследовании Тиграном Арутюняном территории района Перово.

Далее

Москва 19 апреля c 19:30 до 21:00, 5 дней назад

Эффектность, образность, многообразие форм, исключительная последовательность в выражении одной, обычно лаконичной идеи, и при этом абсолютная рациональность сделали архитектуру Нидерландов, представленную такими выдающимися зодчими, как Рем Колхас и Винни Маас, одной из самых уважаемых в мире. Голландский промышленный дизайн в лице, например, бюро Studio Job или Droog Design, также очень многогранен и ярок и отражает совершенно разные направления — он может быть провокационным, высокотехнологичным, традиционным, обладать яркой ремесленной составляющей, экологически-ориентированным, оставаясь всегда очень самобытным и «штучным», ведь в Голландии нет масштабного мебельного производства и глобализованных дизайн-студий.

Далее

Москва 19 апреля c 19:30 до 21:00, 5 дней назад

Встреча с режиссером Андреем Хржановским и показ мультипликационных фильмов в рамках персональной выставки Владимира Янкилевского "Непостижимость бытия"

Далее