Московский музей современного искусства

Московский музей современного искусства – первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. С момента открытия музей многократно расширил сферу своей деятельности и получил признание широкой публики. Сегодня музей является одним из самых активных участников художественной жизни столицы. Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2.000 работ известных мастеров XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия. Коллекция музея постоянно растет за счет закупок и даров. Сегодня музей располагается на четырех площадках в историческом центре Москвы. Основное здание, в котором размещается постоянная экспозиция и проводятся временные выставки, расположено на улице Петровке, в бывшем особняке купца Губина, построенном по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. Кроме того, в распоряжении музея находятся три великолепных выставочных пространства: пятиэтажное здание в Ермолаевском переулке, просторная галерея на Тверском бульваре и старинное здание Российской академии художеств на Гоголевском бульваре.

События

Серия событий

Друзья, приветствуем!  Мы рады, что вы решили посетить Образовательный центр ММОМА! Сейчас для посещения доступны все этажи кроме лектория ММОМА: MMOMA кафе; медиатека на 2 этаже; экспозиции на 3 и 4 этажах. Для того, чтобы ваше пребывание в центре, и в частности в библиотеке, было полезным, приятным и безопасным (ведь эпидемиологическая ситуация еще непростая), мы решили ввести систему онлайн регистрации на посещение читального зала

Далее

Москва с 12:00 11 ноября 2020 до 21:00 31 января 2021, идет сейчас

Московский музей современного искусства представляет ретроспективную выставку Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Обратный отсчёт», посвященную 30-летию их творческого тандема, которая включает в себя как сольные проекты каждого из художников, так и наиболее значимые совместные художественные высказывания. Выставка проходит в двух корпусах ММОМА на Гоголевском бульваре.

Далее

с 0:00 11 января до 13:00 30 января, идет сейчас

Лекторий ММОМА — это вся история российского и зарубежного искусства за последние два века, рассказанная ведущими теоретиками и практиками современного искусства. Главные стили, течения, ключевые события и фигуры — увлекательно и доступно. В феврале 2021 года стартует новая программа Лектория ММОМА c курсами о русском и западном искусстве ХХ-XXI века, истории перформанса, архитектуре и дизайну, новым медиа, моде и фотографии, а также кино и его взаимодействии с современным искусством.

Далее

Серия событий, ближайшее 17 января

Каждые выходные мы ждем детей 7—11 лет на путешествии по выставке Павла Леонова. Поедем в Африку, где ездят на зебрах, а парапланы летают с помощью орлов? Или полетим на Крайний Север, чтобы порыбачить из одной лодки с белым медведем? А можем вообще отправиться в село Меховицы — там есть и тигры, и носороги, и даже Большой Театр. Разве так бывает? В Зазеркалье Павла Леонова бывает всё! Узнаем, что такое наивное искусство и как увидеть чудеса в привычных вещах. И, конечно, постараемся увеличить количество чудес в технике печати на мастер-классе!

Далее

Серия событий, ближайшее 17 января

Концептуальное искусство — звучит сложно и выглядит непонятно, но все равно очень интересно! Оно похоже на ребус или шифр, к которому нужно подобрать правильный ключ. На занятиях мы попробуем найти ответ на вопрос , который часто приходит в голову посетителям выставок современного искусства «Что же хотел сказать художник?». А еще нарисуем эскизы своих концептуальных работ и узнаем, что может привидеться в облаках, зачем в музее столько обуви и что такое «закрытая рыбная выставка».

Далее

21 января c 19:30 до 21:30, через 4 дня

Лекция состоится 21 января в 19:30 в формате онлайн-трансляции. Стоимость билета на трансляцию лекции — 350₽. Трансляция будет проходить через платформу Webinar.ru. Вам на почту придет подтверждение об участии, а в день трансляции — ссылка с приглашением на вебинар и несколько напоминаний о трансляции перед ее началом. Пожалуйста, следите за новостями на почте!  ___ О лекции:  В 1990-2000 годах он взбудоражил устоявшийся мир респектабельных европейских модных брендов, кардинально изменив сначала эстетику, а потом и весь рекламный и имиджевый образ домов Gucci и Yves Saint Laurent, проработав их креативным директором

Далее

30 января c 13:00 до 14:30, через 13 дней

На первой лекции Ксении Голубович из курса «Кино и современное искусство» мы поговорим не только о том, как зарождался кинематограф и как менялось к нему отношение аудитории (ведь кино не сразу отнесли к серьезному искусству, сначала к нему относились как к части «рыночного балагана»), но и том, какие возможности появились у искусства с появлением киноязыка и новых средств передачи «реальности как она есть».

Далее

2 февраля c 19:30 до 21:00, через 16 дней

Лекция посвящена описанию состояния искусства на рубеже XX-XXI веков, которое предложил французский куратор Николя Буррио в книге «Эстетика взаимодействия». Мы поговорим о том, что послужило поводом для поиска новых границ художественного высказывания и на примере творчества таких художников, как Роберт Барри, Он Кавара, Риркрит Тираванья, Лайм Гиллик и Джорджина Старр выясним, как эти границы были определены.

Далее

3 февраля c 19:30 до 21:00, через 17 дней

Любители кино знают, что 28 декабря 1895 года в Париже в "Гранд-кафе" на бульваре Капуцинок прошел первый сеанс кинематографа братьев Люмьер. Возникает вопрос: а правда, что до самого конца XIX века людьми не были предприняты попытки проникнуть в природу киноизображения? Как связаны между собой пещерная живопись и современный кинематограф? На первой лекции курса мы поговорим о том, что такое "протоэкранная культура" и как появилось кино.

Далее

4 февраля c 19:30 до 21:00, через 18 дней

На первой лекции курса Илектры Канестри мы поговорим о немецкой традиции функционализма, синтеза искусства и технологий. Проследим за поколениями архитекторов и дизайнеров: от «Веркбунда» объединения архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, занимавшихся в начале ХХ века реорганизацией строительства и художественных ремесел на основе достижений в сфере промышленности, школы «Баухауз», разработавшей в 1920х основы современного, технически рационального, «функционального» художественного конструирования, до современных архитекторов и дизайнеров. Сегодняшние «наследники» Петера Беренса, Миса ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса, Дитера Рамса и других выдающихся немецких зодчих и дизайнеров, развивают их идеи сквозь призму поиска новых материалов, технических средств и эстетических концепций.

Далее

6 февраля c 13:00 до 14:30, через 20 дней

Вальтер Беньямин — немецкий философ, теоретик культуры, эстетик, литературный критик, эссеист и переводчик. А еще он одним из первых смог описать эффект воздействия новых технологий на общество и культуру и вплести его в концепцию современного искусства. Он создал «язык описания» эффектов кино и фотографии, который далеко выходит за рамки «предметного» интереса. Через призму кино и фотографию Беньямин говорил об эпохе и предлагал думать не о кино как таковом, а «посредством» кино. Какие вопросы поставил перед наукой и обществом Вальтер Беньямин? Почему именно он заставил нас иначе относится к кино? Поговорим об этом на второй лекции.

Далее

9 февраля c 19:30 до 21:00, через 23 дня

На лекции будут представлены некоторые интерпретации эстетики взаимодействия. Они существенно расширили ее понятийные рамки и сделали обозримым более широкое поле «социального искусства», которое включает в себя такие художественные концепции, как новое искусство места (Габриэль Орозко, Group Material, Ричард Серра), искусство участия (Irwin) и искусство построения сообществ (Oda Projesi). Из дополнительных примеров — работы Карстена Хеллера, Джереми Деллера, Франсиса Алюса, Тино Сегала и др.

Далее

11 февраля c 19:30 до 21:00, через 25 дней

Современное зодчество Франции характеризуется своими оригинальностью, динамизмом, стремлением к новым формам и функциональным решениям. Поскольку современная французская архитектура существует в контексте богатейшего архитектурного наследия, одним из ее главных направлений являются реконструкция исторической застройки и вкрапление в нее отдельных уникальных зданий. Оригинальность и новаторство — главный «рецепт» и современного французского дизайна, представленного такими выдающимися именами, как Андре Путман, Филипп Старк, братья Буруллек, Ора Ито и другие.

Далее

12 февраля c 19:30 до 21:00, через 26 дней

Кино, как и живопись, является визуальным искусством.

Далее

13 февраля c 13:00 до 14:30, через 27 дней

Техника кинематографа создает новые «мыслительные объекты». Киноглаз видит и показывает то, что пропускает человеческий взгляд. Именно изнутри кино появляются «объекты во времени» — новые «герои». Все те, например, кто может задаваться ощущением «ужаса», «страха», «саспенса» — маньяки, детективы, следователи, полицейские. «Пустынность» творит героев вестернов, «скорости», тех, чьи «сверхобъекты» – это «погоня», «поезд», «дорога». Кто такой Чарли Чаплин? Или Бастер Киттон – герои новой кинокомедии. Кто такие «кино-любовники»? Что такое вообще «кино-актер»? Что все эти фигуры «киноопыта» говорят о нас? На лекции мы продолжим размышлять о новых параметрах нашего опыта, показанного в кино. А также зададимся вопросом о том, что же называется «современным искусством».

Далее

16 февраля c 19:30 до 21:00, через 30 дней

Лекция связана с так называемой «архивной лихорадкой» (Фостер), которая возникает в связи с тем, что актуальный момент характеризуется изменением традиционного отношения к прошлому. Озабоченность вопросами исторического знания и памяти, сохранения культурного наследия и музейной репрезентации — лишь некоторые следствия этих изменений, которые не могли не найти отражение и в искусстве. Мы поговорим о художественном жанре, который делает историческую информацию, часто утерянную или скрытую, физически представленной. Художественные практики в этом жанре придают воспоминаниям пространственное измерение, а сам акт воспоминания делают публичным и коллективным событием. В этом разговоре нам помогут такие художники, как Джереми Деллер, Джозеф Григли, Зои Леонард, Илья Кабаков и другие.

Далее

20 февраля c 13:00 до 14:30, через 34 дня

Не будет преувеличением сказать, что портрет на протяжении веков был самой любимой и востребованной темой для представителей разных видов искусств. Сосредоточение особых и отличительных черт каждого человека в уникально интенсивной выразительной форме – это одно из самых больших творческих «испытаний» для фотографа и любого художника, перед которым ставится задача преодолеть очевидное и найти возможность для демонстрации своего таланта и собственного взгляда на предмет.

Далее

24 февраля c 19:30 до 21:00, через 38 дней

Лекция состоится 24 февраля в 19:30 только в формате онлайн-трансляции. Стоимость билета на онлайн-трансляцию лекции — 450₽. Трансляция будет проходить через платформу Webinar.ru. Вам на почту придет подтверждение об участии, а в день трансляции — ссылка с приглашением на вебинар и несколько напоминаний о трансляции перед ее началом. Пожалуйста, следите за новостями на почте!  ___ О лекторе:  Всеволод Коршунов — сценарист и киновед, перподаватель Московской школы кино, куратор программы «Практическая кинокритика» в МШК

Далее

25 февраля c 19:30 до 21:00, через 39 дней

Несмотря на обилие исторических объектов, архитектурный облик Лондона и других крупных городов Великобритании несет в себе печать постоянного обращения к будущему и самым прогрессивным технологическим и эстетическим решениям. И это не случайно, ведь именно здесь в середине XIX столетия началась Промышленная революция. Она же стала толчком для зарождения индустрии дизайна, которая уже полтора века остается одной из самых креативных отраслей экономики страны и подарившей миру Джонни Айва, Росса Лаувгрова и другие талантливейшие имена.

Далее

27 февраля c 13:00 до 14:30, через 41 день

«Легкий и неосознанный гипноз кинематографа объясняется атмосферой темного зала, а также чередованием планов, светом и движениями камеры, которые ослабляют критический разум зрителя и оказывают на него воздействие, сходное с наваждением и насилием», – говорил Луис Бунюэль. Так он объяснял тот факт, что кино устроено не по законам логического движения от «от А к Б», а скорее, как сновидение. И чем больше мы углубляемся в историю монтажа, тем больше понимаем, что то, почему мы воспринимаем киносообщение как естественное, к «логики разума» отношения не имеет. Мы поговорим о шести видах монтажа и, наконец, подойдем к основной теме курса — тому, как современное искусство начинает «входить в кино». В фокусе обсуждения ленты: Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Ларса фон Триера, Жана Кокто и Альфреда Хичкока.

Далее