Как устроено кинематографическое мышление? Что может дать нам прикладной инструментарий, который развивается и используется сугубо в кинопроизводстве, — монтажная склейка и ракурс, актерское мастерство и драматургия, работа со светом и выстраивание мизансцены? Как нащупать границы между игровым, искусственно сконструированным и неигровым, задокументированным?
Узнаем, как кинематографические практики можно использовать в повседневности, внутри бытовых обстоятельств, или ввести в свой творческий метод. А также на конкретных примерах рассмотрим, как художники работали с кино и использовали его в своих произведениях.
Для кого:
В первую очередь программа будет полезна тем, чья профессия непосредственно связана с кино или современным искусством, как теоретикам, так и практикам, а также философам, искусствоведам и трансдисциплинарным исследователям. Широкая прикладная рамка подразумевает, что каждый найдет и попробует что-то интересное для себя, вне зависимости от профессиональной сферы или образовательного опыта.
Каждую неделю слушателей ждут: лекция и кинопоказ с обсуждением, а также практическое семинарское занятие с домашними заданиями. События в рамках программы можно посещать разово или курсом. Участие бесплатное по регистрации.
Подробное расписание
Трек 1. Семинары:
10 июля | 19:00
Методология кино и критический проект современного искусства
Ведущие: Катя Юшкевич, Алек Петук
Поговорим про пионеров видеоарта, прочертим границу между современным искусством и кино, обсудим какой между ними возможен диалог, какие методологии и инструментарий кинопроизводства может быть встроен в исследовательскую и инсталляционную часть проекта искусства.
17 июля | 19:00
Принципы ведения медиадневника и его связь с монтажом и типами образов
Ведущие: Катя Смолянская, Алек Петук
Этот семинар пройдет в формате воркшопа. Он будет посвящен изучению методологии дигитальных заметок в производстве медиа работ. Обсудим, как собирать и систематизировать информацию в рамках подготовки к конструированию проекта, познакомимся с веб-сервисом «Фигма» и поэтапно создадим mindmap документального фильма «Механика головного мозга» Всеволода Пудовкина.
Рекомендуем к семинару взять с собой ноутбук с предустановленным приложением Figma.
24 июля | 19:00
Схема, диаграмма, кино и произведение
Ведущие: Лера Конончук, Алек Петук
Этот семинар мы посвятим схеме и диаграмме в искусстве. Как диаграмматическое мышление воплощающется в нарративе, визуальных рифмах и планах построения кадра? Что может дать видеоработе проявление стоящей за ней диаграммы? Что сближает диаграмму с интерфейсом — и как копирование или изобретение интерфейса в видео помогает неожиданным и значимым образом связывать разрозненные данные?
31 июля | 19:00
Живу вижу. Взгляд из московского концептуализма на кино
Ведущие: Яна Сидоркина, Алек Петук
На последней встрече мы рассмотрим, как с медиумом кино соотносятся работы двух поколений художников московского концептуализма (это прежде всего группа «Коллективные действия» и круг группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”») и расширим рамку этого медиума.
Трек 2. Лекции:
11 июля | 19:00 (только онлайн)
Видеодневник как метод документального кино и саморефлексии
Лектор: Саша Салман
Что такое видеодневник — приватная практика, искусство или форма самотерапии? Существуют ли правила ведения видеодневника, что следует фиксировать в нем и чем видеодневник отличается от влога и сториз? Поговорим про то, как начать (и не бросить) вести видеодневник, про его монтаж и структуру — а также честность и чуткость автора.
18 июля | 19:00
Зачем учиться снимать доккино? Хрупкая реальность, саморефлексия и работа с действительностью
Лекторы: Евгения Останина, Анна Артемьева
Можно ли научиться снимать документальное кино? При всей непредсказуемости реальности, интуитивности методов и разнообразии форм – есть ли что-то, что может помочь начинающему режиссеру находить героев и строить драматургию? Чему, кроме технических навыков, учат мастера неигрового кино, и как достоверно, но при этом кинематографично, фиксировать окружающую нас действительность?
25 июля | 19:00
Машины желания или свет-материя: кино как реабилитация зрения
Лектор: Йоэль Регев
На протяжении всего двадцатого века зрение и визуальное пользовались в философии дурной репутацией: видимое было скомпрометировано, и его примат представлялся «метафизическим пережитом», перекрывающим доступ к реальному. На этом фоне особую значимость приобретает поворот, совершаемый на позднем этапе развития мысли Делеза. В его книге о кино «план имманентности» неожиданно характеризуется как связанный с образом и визуальным. В ходе лекции этот поворот будет рассмотрен в рамках общего контекста делезовской философии. Будут проанализированы следствия подобной «реабилитации видимого» для современного кино и мышления, а также ее значение для коинсидентальной теории и практики.
1 августа | 19:00
Лектор: Евгений Майзель
Эссе — что это, собственно, такое? Чем отличается литературное эссе от фильма-эссе (essay film)? Когда возникло эссеистическое направление в кинематографе, и с чем это связано? Кого можно считать яркими представителями этого жанра? Каковы основные характеристики фильмов-эссе? Проследим становление фильмов-эссе и рассмотрим некоторые их выдающиеся образцы.
Трек 3. Кинопоказы:
12 июля | 19:00
Взгляды. Феноменология (2002), реж. Дмитрий Сидоров
Фильм рассказывает о сложных отношениях между документальной камерой и снимаемым ею человеком, которые разыгрываются на протяжении всей истории документального кино. О пограничных состояниях человека, в которых кинокамера способна уловить саму реальность.
20 июля | 17:00
Двигаясь вперед, иногда я видел краткие проблески красоты (2000), реж. Йонас Мекас
Поэт и режиссер Йонас Мекас, утвердивший видеодневник как жанр, фиксирует частную жизнь в большой форме. Мекас представляет свою личную жизнь, конструируя интимное и самобытное киноповествование из своих домашних видеозаписей, сделанных за более чем 30 лет.
Продолжительность сеанса – 4 часа 48 минут. Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами.
26 июля | 19:00
С востока (1993), реж. Шанталь Акерман
Фильм-наблюдение без диалогов, в котором режиссер Шанталь Акерман совершает путешествие из конца лета в глубокую зиму, из Восточной Германии в Москву.
2 августа | 19:00
Без солнца (1982), реж. Крис Маркер
Маркер уводит зрителя в другое измерение, где кадры, снятые в Японии, Африке, Исландии, Франции и США являются попыткой понять мечты человечества. Его интересуют экзотические образы, появляющиеся перед камерой в этих местах и скрытые моменты, вызывающие контрасты и сравнения.
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.