Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Программа:
Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
23 сентября с 19:30 до 21:00
В разгар промышленной революции европейская культура создала ей эстетическую антитезу — стиль модерн, изящный, утончённый и насыщенный идеей «искусство для искусства». У него было множество названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style в Англии. Российский модерн за рубежом чаще всего ассоциировался с дягилевскими «Русскими сезонами».
Однако в самой России ранний модернизм был решительно отвергнут авангардом как «буржуазное» искусство. Всеволод Мейерхольд писал: «Страшно, когда со сцены веет знакомыми мотивами из „модернистских“ журналов вроде Die Kunst, The Studio, Jugend. Страшно, если art nouveau и modern style, которые теперь всюду — на тросточках, на домах, в кондитерских и на плакатах, — проникнут на сцену, хоть и в более благородных формах». Для авангардистов модерн казался упадническим и декадентским, устремлённым к вневременной эстетике и гармонии «человеческих» форм.
И всё же именно эта ветвь русского искусства рубежа веков станет в центре внимания открывающей лекции. Речь пойдёт об объединениях «Мир искусства», «Бубновый валет» и «Голубая роза» и мотивах, проявившихся как в павильонах Фёдора Шехтеля на Парижской выставке, так и в легендарных «Русских сезонах» Дягилева. Мы также поговорим об Аристархе Лентулове, Константине Сомове, Михаиле Нестерове и Константине Малявине, рассматривая особенности их изобразительного языка и его место в художественном ландшафте эпохи.
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
30 сентября с 19:30 до 21:00
Всего за полтора десятилетия на рубеже XIX–XX веков в искусстве произошла подлинная революция, заложившая основы всего художественного языка XX столетия. Эпоха буквально взорвалась чередой знаковых выставок и публикаций. Парижская всемирная выставка открыла миру стиль ар-нуво, посмертная экспозиция Ван Гога потрясла современников, а книга Алоиза Ригля «Проблема стиля» провозгласила идею саморазвития искусства и стала краеугольным камнем формалистической эстетики. Создание Венских мастерских с их строгим геометризмом предвосхитило Баухаус, а берлинская выставка Эдварда Мунка «Фриз жизни» с мотивами тревоги и смерти дала мощный толчок немецкому экспрессионизму. В эти же годы рождается фовизм: на Осеннем салоне Матисс эпатирует публику «дикой» яркостью красок.
Посмертная выставка Поля Сезанна становится отправной точкой для кубизма, идеи которого подхватывают Пикассо и Брак. 1907 год становится переломным: Пикассо создаёт революционных «Авиньонских девиц», знаменующих начало кубизма; Вильгельм Воррингер публикует труд «Абстракция и вчувствование», формулируя теорию абстракции; а Филиппо Томмазо Маринетти выпускает манифест футуризма, воспевающий скорость и разрушение традиций.
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
14 октября с 19:30 до 21:00
Во времена расцвета авангарда сам термин «авангард» практически не использовался ни художниками, ни современными наблюдателями. Скорее говорили об оппозиционности искусства — «левых художниках», либо подчеркивали его новизну и устремлённость во время: «будущники», «будетляне», «футуристы».
Внутри авангардного движения существовали разные направления. В линии беспредметности можно выделить крайние позиции: от экспрессивной абстракции Василия Кандинского до строгого супрематизма Казимира Малевича. Одни художники стремились «переживать», другие — «строить». Михаил Филонов совмещал оба подхода, но его «строительный» метод был принципиально иным, чем у Малевича: если супрематизм исходил из геометрии прямой линии и квадрата, то Филонов развивал язык криволинейных, органических форм, близких к природе. Так формировался его «третий путь» — беспредметность, основанная на «природных ощущениях».
Наряду с беспредметными поисками существовала и иная линия авангарда: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Павел Филонов и другие художники зачастую сохраняли связь с предметным миром, пусть и переосмысленным в новых формах.
Авангард — это не единый стиль, а целый спектр художественных языков и концепций, индивидуальных и коллективных. На лекции будут рассмотрены также эксперименты Михаила Матюшина и Елены Гуро, а позже — авангардные новации Эля Лисицкого.
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
21 октября с 19:30 до 21:00
Эта лекция проследит, как революционные идеи начала XX века воплощались в манифестах, институциях и смелых художественных практиках.
Отправной точкой станет открытие Баухауса — легендарной школы, где Вальтер Гропиус провозгласил лозунг «Искусство и технология — новое единство», задавший направление развитию дизайна на весь XX век. В это же время Теодор Адорно делает первые наброски своей «Эстетической теории», где звучит критика массовой культуры и коммерциализации искусства — тем, которые станут центральными для будущих десятилетий.
Параллельно в Париже возникает мощная альтернатива рационализму. Первая выставка сюрреалистов 1922 года с участием Макса Эрнста, Рене Магритта и Жоана Миро предвосхищает публикацию «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона (1924), провозгласившего искусство пространством автоматического письма и освобождения подсознательного. В эти же годы Эрвин Панофский публикует труд «Перспектива как символическая форма», закладывая основы иконологического метода и меняя сам подход к интерпретации образов.
В Берлине 1927 года проходит выставка «Новая вещественность», где суровый реализм Отто Дикса и Георга Гросса отражает социальные тревоги послевоенной эпохи. Переломным становится 1929 год: в Нью-Йорке открывается MoMA — первый музей, целиком посвящённый современному искусству. Его директор Альфред Барр-младший начинает формировать канон модернизма. В то же время Вальтер Беньямин публикует эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», где ставит под сомнение понятие «ауры» уникальности искусства в век радио, кино и телеграфа.
Завершает это напряжённое пятнадцатилетие знаковая выставка «Международный стиль» в MoMA (1932), где работы Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ окончательно закрепляют канон модернистской архитектуры, определивший облик городов XX века.
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м
28 октября с 19:30 до 21:00
Конструктивизм Михаила Гинзбурга и братьев Весниных получил широкое распространение в советской архитектуре 1920-х годов. Этот стиль решительно отвергал архитектурные традиции прошлого и опирался на абстрактные геометрические формы, строго обусловленные функциональными и конструктивными особенностями зданий. Конструктивизм соответствовал революционному духу времени и стал «большим стилем», пришедшим на смену эклектике и модерну предыдущих десятилетий.
Однако, несмотря на его доминацию, параллельно существовали и другие направления. Так, Константин Мельников, представивший на Парижской выставке павильон СССР, вдохновивший Ле Корбюзье, шёл собственным путём. Иван Жолтовский неизменно придерживался неоклассицистической линии даже в «эпоху конструктивизма», а Иван Фомин разработал оригинальный стиль «красной дорики», основанный на переосмыслении классического наследия.
Перелом наступил в 1954 году, когда Никита Хрущёв на Всесоюзном совещании строителей в Кремле резко раскритиковал сталинскую архитектуру за чрезмерную дороговизну и помпезность. Уже через год вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С этого момента общественные и жилые здания лишились декоративного убранства, а советская архитектура, присоединившись к мировому модернистскому движению, стала частью общей системы координат. Документ призывал архитекторов «смелее осваивать передовые достижения отечественного и зарубежного строительства».
«Хрущёвская оттепель» открыла возможности для обмена опытом с коллегами из Западной и Восточной Европы. На лекции будут рассмотрены ключевые примеры нового стиля не только в Москве и Ленинграде, но и в других регионах СССР. Отдельное внимание будет уделено репрезентации так называемого «ленинского стиля» в Ульяновской области и его роли на международной арене.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
11 ноября с 19:30 до 21:00
Наш отсчёт начнётся с 1939 года — с эпохальной статьи Клемента Гринберга «Авангард и китч», где он противопоставил модернизм как «высокое искусство» массовой культуре, задав тон последующим послевоенным дебатам.
С началом Второй мировой войны ключевые фигуры европейского авангарда — сюрреалисты во главе с Андре Бретоном, Максом Эрнстом и Марселем Дюшаном — эмигрируют в Нью-Йорк, формируя основу для новой арт-сцены. Параллельно в философии складывается интеллектуальный ландшафт, который напрямую влияет на искусство: в 1942 году Альбер Камю публикует «Миф о Сизифе», а несколькими годами позже Жан-Поль Сартр выпускает «Бытие и ничто». Так рождается экзистенциализм — одно из ключевых мировоззрений второй половины века, отразившееся в перформансах и хеппенингах.
На художественной карте лидирующие позиции занимает Америка. Персональная выставка Джексона Поллока в 1943 году знаменует рождение абстрактного экспрессионизма, а выставка «14 американцев» в MoMA (1946) консолидирует Нью-Йоркскую школу вокруг Аршила Горки и Виллема де Кунинга. В это же время Европа ищет собственные пути: группа Cobra выступает за спонтанную живопись как форму протеста, её радикальный «Жёлтый манифест» отвергает рационализм. В 1960 году Аллан Капроу своими хеппенингами радикально стирает границу между искусством и жизнью.
Теоретическое осмысление искусства достигает новых вершин. В 1947 году Андре Мальро публикует «Воображаемый музей», размышляя о глобальном искусстве в эпоху репродукций. В 1950 году Мартин Хайдеггер в лекциях «Исток художественного творения» предлагает феноменологию искусства как «раскрытия бытия».
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство
25 ноября с 19:30 до 21:00
В центре этой лекции — проблема беспредметной живописи и эксперименты отечественного искусства: поиски абстракции в 1920-е годы и в период «оттепели» (1959–1965). Почему формальные эксперименты — будь то кинетическое искусство и оп-арт группы «Движение», лаконичные геометрические структуры, ставящие вопрос минимализма в живописи, или сложные метафорические образы Дмитрия Краснопевцева — становились вызовом своему времени?
Мы проследим судьбы ключевых фигур неофициального искусства: бунтарского гения Анатолия Зверева; концептуалистов Михаила Гробмана, Виктора Пивоварова и дуэта Комара и Меламида; мастеров соц-арта и метафизической живописи Эрика Булатова и Олега Васильева; скульптора-нонконформиста Вадима Сидура; лидера «Сретенского бульвара» Дмитрия Прокофьева; театрального художника Бориса Мессерера; философа живописи Оскара Рабина; создателя авторского мифа Льва Кропивницкого и мистического художника Олега Целкова.
Пока андеграунд искал выход в абстракции, кинетизме и концептуализме, в официальном поле искусства эпохи «оттепели» формировалась иная альтернатива как соцреализму, так и неофициальному искусству — «суровый стиль». Это направление стало попыткой обновить язык советской живописи, предложив новый подход к форме и содержанию. Художники «сурового стиля» — Николай Андронов, Павел Никонов, Виктор Попков, Таир Салахов, Гелий Коржев — обращались к повседневности, исполненной напряжения и труда. Их героями становились люди на пределе человеческих сил: геологи в бескрайних просторах тундры, строители гигантских ГЭС в сибирской тайге, рыбаки в штормовом море. В этих образах воспевались мужество, стойкость и сила характера — «суровые» будни, превращённые в новый эпос советского искусства.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
9 декабря с 19:30 до 21:00
Выставка «Новый реализм» официально дала старт поп-арту, превратив банальные образы массовой культуры в предмет высокого искусства. Энди Уорхол со своими «Банками супа Campbell’s» моментально стал иконой эпохи потребления и бесконечной репродукции. Триумфальное признание поп-арта пришло в 1964 году, когда Роберт Раушенберг получил «Золотого льва» на Венецианской биеннале.
Но искусство не стоит на месте. В 1965 году выставка «Чувствительный глаз» в MoMA представила зрителю головокружительные оптические иллюзии оп-арта и кинетического искусства, исследовавшие восприятие зрителя параллельно с аналогичными экспериментами в Советском Союзе.
С 1970-х годов наступает время манифестов и теоретических прорывов. Документа-5 под кураторством Харальда Зеемана ставит «вопрос реальности» как центральную проблему искусства. Ги Дебор публикует «Общество спектакля», анализируя искусство в тисках медиа, а Эдвард Саид в «Ориентализме» радикально меняет взгляд на колониальное наследие и его репрезентацию в культуре. В 1977 году открывается Центр Помпиду — символ новой архитектурной эпохи high-tech и одновременно храм современного искусства.
1980-е приносят триумфальное возвращение живописи. Венецианская биеннале 1980 года вручает главный приз неоэкспрессионистам Ансельму Киферу и Георгу Базелицу. Уже в 1981 году берлинская выставка «Новые дикие» утверждает мощный, эмоциональный ответ концептуализму. Завершается эпоха сложным синтезом: выставка «Притворство и ирония» в MoMA (1984) представляет постмодернистскую живопись Дэвида Салле, а Венецианская биеннале 1985 года открывает экспозицию «Магический реализм», ознаменовавшую ренессанс фигуративности и новой чувственной образности в искусстве.
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
16 декабря с 19:30 до 21:00
Начало 1990-х стало для российского искусства временем подлинного основания. Именно тогда происходило становление институций, открывались первые галереи и школы, готовившие художников и теоретиков нового поколения. На фундаментальном уровне развивался арт-рынок, переопределяя представления о системе искусства и способах функционирования художественного процесса. Фактически с нуля формировалась целая экосистема: легендарная галерея «Риджина» стала локомотивом нового рынка, запустилась международная ярмарка «Арт Москва», а в 1999 году открылся первый государственный музей современного искусства — ММОМА, созданный Зурабом Церетели.
Вместе с институциями перестраивалось само понимание искусства. Стремительное развитие рынка — появление первых аукционов и коллекционеров нового типа — меняло представление о ценности произведения, статусе художника и способах его выживания. Возникали острые вопросы атрибуции, сохранности (особенно для перформансов и инсталляций) и экспертизы. В ответ на эти вызовы формировался новый язык критики и теории, который создавали Виктор Мизиано, Екатерина Дёготь, Екатерина Бобринская, осмысляя специфику локального контекста в глобальном поле.
Важнейшей чертой эпохи стала мощная художественная самоорганизация, активно развивавшаяся за пределами Москвы. В Петербурге царили эстетика «Некрореализма» (Евгений Юфит, Владимир Кустов) и неоакадемизм Тимура Новикова и его «Новой Академии». Нижний Новгород, Урал и Новосибирск создавали собственные уникальные сцены, дополняя многоголосие десятилетия.
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м
23 декабря с 19:30 до 21:00
Последнее десятилетие XX века стало для мирового искусства временем окончательного освобождения от национальных границ в стремительно глобализирующемся мире. Отправной точкой можно считать 1990 год и публикацию знаковой книги Хоми К. Бабы «Место культуры», где была разработана теория гибридности, радикально изменившая представления о постколониальном искусстве и идентичности.
Уже в 1991 году громко заявляет о себе новое поколение: выставка «Молодые британские художники» (YBA) потрясла мир провокационными работами Дэмиена Херста, включая его знаменитую акулу в формальдегиде. Она стала символом коммерчески успешного поворота в искусстве и нового типа художника-звезды.
Мировое признание глобального сдвига последовало в 1993 году, когда Аниш Капур получил «Золотого льва» на Венецианской биеннале, подчеркнув крах западного канона и триумфальное вхождение художников из бывших колоний в центр арт-системы.
Теоретическая мысль шла в ногу с художественными процессами. Николя Буррио в книге «Реляционная эстетика» предложил рассматривать искусство как форму социального взаимодействия и создания сообществ, а Рози Брайдотти в работе «Постчеловек» исследовала трансформацию человеческой субъективности в условиях технологических изменений и новых медиа.
Тем временем глобализация набирала обороты: Шанхайская биеннале 1996 года обозначила мощное вхождение Китая в международное художественное поле. А в 1999 году открытие Tate Modern в здании бывшей электростанции стало грандиозным символом нового «храма» современного искусства, где само музейное пространство было переосмыслено.
Финал десятилетия оказался символичным. 7-я Стамбульская биеннале в 2000 году, посвящённая теме «Мегаполис и идентичность», стала яркой иллюстрацией того, как искусство отражает и анализирует процессы глобализации, миграции и поиска самоидентификации на пороге нового тысячелетия.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link. В день занятия на ваш адрес электронной почты придет приглашение. Приглашения приходят автоматически, даже если вы собираетесь посетить мероприятие в очном формате. Если вам не пришло письмо, связаться с нами можно по почте: pr@mmoma.ru. Запись лекции придет на следующий день.
Для приобретения льготных билетов со скидкой (400 рублей за единоразовое посещение) обращайтесь по почте: pr@mmoma.ru.
Москва
Ермолаевский переулок, д. 17. Образовательный центр MMOMA. Лекторий (5 этаж)
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить или вернуть
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.