Курс для тех, кто хочет не просто знать о современном искусстве, но и понимать его контекст и мыслить его категориями. Мы увлекательно, глубоко и доступно исследуем, как концепции определяют визуальное воплощение и находят отражение в эстетических формах и нашем мышлении.
Лекционный блок (6 встреч): систематизируем 100 лет развития искусства: от истоков модернизма до роли техники в доцифровую эпоху через призмы герменевтики, психоанализа и марксизма. Изучим эволюцию искусства и механизмы его воздействия.
Практический блок (4 встречи): работа с текстами ключевых философов, деловая игра «Слова и вещи» и философская рефлексия. Освоим искусство аргументированной дискуссии и научимся применять философские инструменты как к искусству, так и к повседневным практикам.
Курс будет полезен для всех, кто стремится:
— освоить ключевые философские концепции, стоящие за искусством XX-XXI вв.
— научиться анализировать сложные тексты и визуальные образы, применяя их в своей практике (дизайн, IT, маркетинг, креативные индустрии).
— участвовать в содержательных дискуссиях, а не просто слушать.
— получить не только знания, но и практические инструменты интерпретации.
Лектор и автор курса: Валерия Путинцева-Арданская — кандидат философских наук, куратор, научный сотрудник просветительского отдела Московского музея современного искусства. Победитель всероссийского конкурса «Знание.Лектор 2024» (из 19.000). Номинант (ТОП-3) премии в области искусствознания «Zverev Art Prize» — «Лучшая книга о современном искусстве», специалист в области философии медиа, визуальных исследований и современной философии искусства.
Лекционный блок. «Мыслить искусство»
Лекторий (5 этаж)
Лекция 1. Рождение модернизма и массового сознания из духа техники: как поезда и аэропланы изменили мир искусства
27 сентября с 13:00 до 15:00
Первые десятилетия XX столетия прошли под знаком стремительного технического прогресса: железные дороги и авиация, квантовая теория и новые научные парадигмы радикально изменили восприятие пространства и времени. Изменение ключевых познавательных установок стало спусковым крючком для целого ряда художественных направлений: абстракционизм, футуризм, метафизическая живопись.
Одновременно на международных выставках заявляли о себе национальные павильоны, где зарождалась мода на экзотику и "новый руссоизм" — интерес к не-европейским культурам и архаическим формам. Эти тенденции воплотились в эстетике ар-нуво и ар-деко, а также в философских концепциях, переосмысливших место европейской цивилизации (Анри Бергсон, Эрнст Кассирер, Освальд Шпенглер).
Головокружительное ускорение жизни (телеграф заменил почтовых голубей, поезда и автомобили вытеснили конные экипажи) не просто изменило быт — оно перевернуло само восприятие реальности. Одновременно технический прогресс открыл прежде недоступные уголки мира, сделав "экзотику" частью моды и повседневной культуры.
Лекция 2. Сознание, язык и смыслы: контекст и концепт
11 октября с 13:00 до 15:00
Середина XX века ознаменовалась расцветом аналитической философии языка, где логика стала не просто инструментом, а ключевым критерием оценки философских проблем. Мы проследим эту эволюцию — от логических систем Готлоба Фреге и Бертрана Рассела до позднего Людвига Витгенштейна и теории речевых актов Джона Остина.
Этот подход — с его акцентом на примат концепта над формой, критикой языковых условностей и анализом власти дискурса — напрямую повлиял на художественную практику концептуалистов. Такие художники, как Джозеф Кошут и группа Art & Language, сделали текст, документацию и инструкцию основными медиумами искусства, исследуя язык как фундаментальный инструмент познания.
Но действительно ли структура языка диктует нам, как категоризировать мир и мыслить? Мы обратимся к современным научным данным и дискуссиям о влиянии языка на восприятие, включая исследования нейробиологии. Отдельно разберём, как «тёмные паттерны» цифровых платформ — алгоритмы соцсетей и дизайн приложений — перестраивают наше мышление: меняют способы обработки языка, формирования концептов и даже извлечения смыслов. Как это отражается на искусстве и философии сегодня?
Лекция 3. Онтологическое прочтение искусства и философская герменевтика как реакции на «утрату середины»: что изменилось в (мета)модерне?
25 октября с 13:00 до 15:00
1920-е годы, с рождением масс-медиа, стали временем радикальной трансформации общества. Философы Мартин Хайдеггер и Ганс-Георг Гадамер писали об "утрате середины" (Heimweh, "Heimatlosigkeit") — кризисе укорененности и общего смыслового горизонта в мире технического прогресса и ускорения. Если радио и телевидение создали "глобальную деревню" (Маршалл Маклюэн), то одновременно разрушили локальные контексты, усилив отчуждение. Сегодня цифровые соцсети, с их алгоритмическими "пузырями" и симуляцией коммуникации, доводят эту логику до предела, превращая "утрату середины" в ключевую черту (мета)модерна.
Ответом искусства на этот кризис стал поворот к материальности, телесности и пространству — попытка заново осмыслить основы художественного акта в мире, лишенном устойчивых ориентиров. Художники ищут "новую середину" через обращение к классике, метафизическому реализму и вечным темам: жизнь, смерть, миф. Проанализируем работы художников, обращающихся к вечным темам (жизнь, смерть, миф), но через призму современного опыта разрыва (Герхард Рихтер, ранний Георг Базелиц, Егор Кошелев, AES+F). Сформируем взгляд, где пролегает граница между иронией, ностальгией и искренностью в обращении к "вечному".
Лекция 4. Психоаналитическое и (пост)феноменологическое прочтение визуального знака и обман зрения
8 ноября с 13:00 до 15:00
Что если зыбкие образы и визуальные парадоксы — не просто ошибки восприятия, а дверь в механизмы того, как наше сознание собирает реальность? Мы отправимся в путешествие по извилистым тропам восприятия, где теории Фрейда о жутком (Unheimlichkeit) пересекаются с лакановским «взглядом Другого» и бодрийяровскими симулякрами, прячущимися в слепых зонах нашего зрения.
Этот путь приведет нас к (пост)феноменологической традиции Мерло-Понти, где восприятие оказывается живым диалогом между телом и миром — диалогом, который цифровые технологии (VR/AR) радикально переосмысляют, стирая границы между реальным и воображаемым.
Мы проследим, как художники — от сюрреалистов до современных мастеров инсталляции — играют с нашим восприятием, создавая работы, которые ставят под вопрос саму природу визуального опыта. Особое внимание уделим тому, как в эпоху deepfakeов и NFT традиционные понятия подлинности и авторства приобретают новые, тревожащие измерения.
Лекция 5. Социально-экономические институты искусства: от (нео)марксизма к постфордизму
22 ноября с 13:00 до 15:00
Искусство никогда не существовало в вакууме — оно рождается, живет и умирает в тисках конкретных социально-экономических систем, которые определяют не только его цену, но и саму возможность его появления, признания культурных ценностей и их сохранения. Мы проследим эту взаимосвязь через призму критической теории: от марксистского анализа индустриальной эпохи до постфордистской реальности, где творчество превратилось в один из видов капитала, а производство смыслов — в часть рыночной логики.
Почему музей — это не просто хранилище шедевров, а «поле символической власти» (Пьер Бурдье)? Как культуриндустрия (Теодор Адорно) подавляет подлинный опыт, превращая искусство в товар? И почему постмодернизм (Фредерик Джеймисон) стал культурной логикой позднего капитализма? Мы разберём, как дематериализация труда, гиперпотребление и власть симулякров переформатировали художественные практики.
Гибкие сети, проектный труд, прекаризация художников и фестивальная экономика — всё это признаки новой эпохи, где биеннале, ярмарки и резиденции работают как конвейеры культурного производства. Искусство стало инструментом брендинга территорий и инфраструктурных инвестиций (музейный бум в Азии и ОАЭ). Что это значит для художников, зрителей и самого искусства?
Лекция 6. Цифровая революция и новые медиа в музее и вне музея
6 декабря с 13:00 до 15:00
Философской картой этой темы нам послужит работа Льва Мановича «Язык новых медиа», где пять принципов цифровой культуры — от модульности до транскодирования — остаются ключом к пониманию современного медийного ландшафта с его AI-ботами и метавселенными. Но цифровизация искусства — это не просто оцифрованные каталоги или сайты музеев, а глубинный сдвиг: дематериализация артефакта радикально ставит под вопрос саму «ауру» оригинала в эпоху бесконечного копирования.
Сетевое общество диктует новые правила игры: виральность, алгоритмические ленты, культура репоста и онлайн-коммьюнити в экономике внимания. Границы между создателем и зрителем размываются — через интерактивность и сгенерированный ИИ-контент потребитель становится соучастником творческого процесса.Осмыслим философскую цифровой трансформации мира – это освободительная сила, открывающая беспрецедентные возможности для выражения, демократизирующая доступ и ломающая старые иерархии? Или она несет с собой новые цепи – зависимость от платформенного капитализма, усугубление цифрового неравенства и вечную гонку за ускользающим «актуальным»?
Музей сегодня — это гибридная машина ощущений, где традиционная функция архива наследия встречается с цифровым интернет-серфингом. Онлайн-архивы и виртуальные туры расширяют доступ, но обостряют главный вопрос: сохраняется ли магия подлинной встречи с искусством, когда экран становится основным медиумом восприятия?
Практический блок (дискуссионный клуб). «Мыслить как искусство»
Библиотека (2 этаж)
11 октября с 15:30 до 17:00. Знакомство с техникой философской рефлексии: откуда я что-то знаю? Разберём паттерны мышления, влияние языка на сознание и роль культурных кодов. Формат — групповая работа с интерактивными упражнениями.
25 октября с 15:30 до 17:00. Чтение и анализ текста Мартина Хайдеггера «Вещь». Участники заранее получат материалы для подготовки. Встреча включает групповое обсуждение, философскую рефлексию и детальный разбор ключевых идей.
8 ноября с 15:30 до 17:00. Деловая игра «Слова и вещи». Знакомство с техникой деловой игры. Игра и рефлексия.
22 ноября с 15:30 до 17:00. Чтение и разбор фрагмента текста Фредерика Джеймисона «Культурная логика позднего капитализма». Встреча включает групповое обсуждение и анализ. Участники заранее получат материалы для подготовки.
Практическая цель блока — развить навыки аргументированной дискуссии и критического анализа. Через серию практических занятий вы научитесь выстраивать убедительные аргументы, вести сложные дискуссии и глубоко анализировать как философские тексты, так и визуальные образы. Эти навыки — умение разбирать сложные идеи, четко формулировать свою позицию и аргументированно её отстаивать — вы сможете применять в самых разных профессиональных сферах, будь то дизайн, IT, маркетинг или креативные индустрии.
Лекционные занятия сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link. В день занятия на ваш адрес электронной почты придет приглашение. Приглашения приходят автоматически, даже если вы собираетесь посетить мероприятие в очном формате. Если вам не пришло письмо, связаться с нами можно по почте: pr@mmoma.ru. Запись лекции придет на следующий день.
Занятия практического блока (дискуссии) проходят только в офлайн-формате.
Для приобретения льготных билетов со скидкой (400 рублей за единоразовое посещение) обращайтесь по почте: pr@mmoma.ru.
Москва
Образовательный центр MMOMA. Москва, Ермолаевский переулок, д. 17.
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить или вернуть
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.