«Лето как в кино» — ежегодный открытый проект, объединяющий кинематографистов, студентов киношкол, экспертов индустрии и всех неравнодушных к кино. Зрителей ждут лекции, кинопоказы, дискуссии, экскурсии и встречи с представителями киноиндустрии.
Александра Зонина – креативный редактор и сценарист. С 2022 по 2024 год работала ассистентом продюсера и креативным редактором в компании «Кино-Театр.ру», где участвовала в создании нескольких художественных проектов и одного из первых в России проекта на основе ИИ. Также Александра была сценаристом рекламных проектов Сбера и Яндекса.
Алек Петук – художник, живет и работает в Москве. Основной темой его проектов является теория совпадений, связанная с общим постсекулярным запросом и метафизическим оптимизмом. Основатель коллектива «БКБ», организатор независимого фестиваля «Кузлесфест», участник сообщества «Soundartist.ru», соорганизатор Коинсидентального Института.
Аддис Гаджиев – художник кино, телевидения и рекламы, глава художественных программ, куратор программ «Художники в кино» и «Художественная постановка» в Московской школе кино.
Лилия Дмитрик — автор и режиссёр документального кино, выпускница программы «Новый DOC» Московской школы кино.
Елена Зверева — художник по костюму, работала над фильмом «Наступит лето», выпускница программы «Художник по костюму» Московской школы кино.
Камилл Ахметов — журналист, писатель, сценарист, редактор и преподаватель Московской школы кино.
Виктория Сёмка — кинокритик, участница встреч проекта «Каро.Арт», автор публикаций журнала «Искусство кино», креативный продюсер в Яндексе.
Маргарита Комиссарова — исследователь кино, выпускница программы «Практическая кинокритика» Московской школы кино. Ведущая киноклубов для детей и подростков. Автор телеграм-канала «Дети, ложь и видео», посвящённого репрезентации детско-родительских отношений на экране.
Йоэль Регев — философ, научный руководитель Центра практической философии «Стасис» ЕУСПб. Автор книг «Коинсидентология: краткий трактат о методе», «Невозможное и совпадение: о революционной ситуации в философии» и «Радикальный ти-джеинг». Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Эльдар Ганеев – художник, куратор, основатель школы современного искусства и движения «УНОВИС2». Преподаватель курса инсталляции в Свободных мастерских ММОМА и МШСИ. Обладатель премии Кандинского (в составе арт-группировки ЗИП) и премии Анатолия Зверева (AZ). Участник многих выставок и фестивалей в России и Европе.
27 июля (воскресенье), 19:00–20:30
Камилл Ахметов
Как меняется современное кино: философия и практика
Лекция о переходе к следующей эпохе после постмодерна или к следующей фазе постмодерна (Вермюлен, ван ден Аккер). Обсуждение метамодернистской культуры, разговор о понятии «осцилляции».
Почему в конце XX века в кино пришли пессимизм, отрицание авторитетов и вечных ценностей, неизбежность насилия, потеря смысла жизни и страх перед будущим? Почему в последние годы оптимизм, смысл жизни и вечные ценности стали возвращаться в кино — но в новых формах? Как это объясняют философы и что мы видим на практике — в реальном кино? Обсудим на лекции ключевые признаки культуры постмодернизма и признаки постмодернистского кино, как реалистичное кино меняется в XXI веке на фоне изменений постмодернистской культуры и что такое метамодернистская осцилляция.
3 августа (воскресенье), 19:00–20:30
Аддис Гаджиев
Что общего у инсталляции в галерее и кадра в кино?
145 лет назад было написано живописное полотно швейцарского художника Арнольда Бёклина «Остров мёртвых». Это своеобразный кинокадр из не родившегося ещё в 1870 году кинематографа. То есть искусство изобразительное тогда стремилось стать интерактивным, и именно этим вызван бешеный успех этого полотна. В каждом бюргерском доме репродукция «Острова мёртвых» висела на стене. В то далёкое время назревавший кинематограф был локомотивом зрелищных искусств и, как бы сейчас сказали, медиакоммуникаций. Сегодня же кинематограф стал её частью — он не исчез, но медиапространство шире и мощнее, и вот уже кино — это и компьютерные игры, и демонстрация фильмов, порой очень коротких, на платформах и, соответственно, на экранах гаджетов, иногда совсем небольших и со своими законами и жанрами. Медиакоммуникации — это новая реальность, как в «Матрице», но законы построения визуальных миров, а именно этим занимаются в первую очередь художники кино, и об этом мы поговорим на лекции.
8 августа (пятница), 19:30–21:00
Йоэль Регев
Теология кино: гностицизм или четвёртый завет?
В книге Теодора Рошака «Киномания» кинематограф оказывается оккультно-теологическим оружием, изобретённым сектой катаров и на протяжении тысячелетия используемым для приближения апокалипсиса и уничтожения грешного мира. Делёзовский двухтомник про кино также при желании может быть прочитан как призыв к созданию религиозного движения, утверждающего, что человек существовал лишь для того, чтобы изобрести кино, которое позволяет падшей реальности освободить себя от запутывания в застывших срезах мира. Однако «новая вера», к которой призывает кино у Делёза, в конечном итоге оказывается именно верой в мир, в который невозможно больше верить, а не апокалиптическим проектом этого мира разрушения. В ходе лекции будет предпринята попытка прочертить пространство современного кино как располагающееся между этими двумя полюсами.
15 августа (пятница), 19:30–21:00
Елена Зверева
Костюм как современное искусство: как визуальный образ персонажа выходит за пределы экрана
Рассмотрим, как и с помощью каких инструментов создаётся визуальный характер. Посмотрим на кино в контексте моды: интеграции и влияние их друг на друга. Поговорим и про кино и искусство: художники, коллаборации и документальные истории. Обсудим, как стиль персонажа находит отклик на улицах и становится культурным кодом.
20 июля (воскресенье), 15:00–17:30
Воркшоп Александры Зониной: Сторителлинг
На этом мастер-классе участники погрузятся в мир сторителлинга, изучая его различные формы и техники, используемые в современных и классических медиа. В ходе занятия мы рассмотрим, как создавать увлекательные и запоминающиеся истории, используя элементы визуального, текстового и аудиального повествования. Участники научатся формировать структуру своей истории, разберутся в таких ключевых компонентах, как завязка, развитие конфликта и развязка. Кроме того, будет уделено внимание использованию элементов зрительно-ритмического контекста (ЗРК), что позволит сделать историю более динамичной и захватывающей. В конце воркшопа каждый участник сможет представить свою историю и получить обратную связь от Александры и других участников.
23 июля (среда), 19:30–21:00
Воркшоп Александры Зониной: Драматургия кино
На этом воркшопе мы подробно разберём драматургические основы, лежащие в основе кино и телевидения. Участники узнают о ключевых элементах сценарной структуры и о том, как история становится основой для создания фильмов и сериалов. Мы обсудим, как исторические события и культурный контекст влияют на восприятие произведения зрителем, а также рассмотрим примеры успешных сценариев и их анализ. Особое внимание будет уделено созданию запоминающихся персонажей и их развитию на протяжении сюжета. В рамках занятия участники смогут поработать над своими сценарными идеями и получить советы по их улучшению, что поможет им лучше понять, как создать сильную и убедительную историю для экрана.
На воркшопе пригодятся тетрадь и ручка или ноутбук для ваших заметок.
3 августа (воскресенье), 14:00–18:00
Воркшоп Йоэля Регева и Алека Петука: Фильмы детства
Цель мастер-класса — анализ кино за пределами эстетического: как механизма, влияющего на реальность и трансформирующего её.
Задание: участникам мастерской предлагается заранее посмотреть фильм, произведший на них сильное впечатление в детстве, который они с тех пор не пересматривали, и выявить те сцены или образы, которые кажутся особенно значимыми. Опираясь на эти образы, каждый представит короткую презентацию и обсудит с другими участниками свои впечатления от увиденного и его влияния.
Этот воркшоп потребует небольшой домашней подготовки вместе с ведущим. Узнаете подробнее после регистрации.
6 августа (среда), 19:30–21:00
Воркшоп Алека Петука: Современное искусство и кино. Как стать самим собой
Первая часть нашей встречи будет теоретической. В небольшом докладе художник Алек Петук проследит историческое влияние кино и современного искусства друг на друга. В том числе мы познакомимся с теми средствами работы с реальностью, которые дают нам и кино, и искусство, а также обсудим, как обращение к этим средствам может быть полезно в нашей повседневной жизни. Вторая часть встречи будет практической. Мы обратимся к некоторым известным перформативным работам XX–XXI веков и поработаем внутри них как художники, режиссёры, перформеры и работники сцены.
18 июля (пятница), 19:30–22:00
Кинопоказ и диалог о фильме «Зрительная полоса» (12+)
Дискуссия с режиссёром фильма Лилией Дмитрик.
Тема обсуждения: российские заповедники. Особенности съёмки документальных фильмов.
О фильме: в степи на территории государственного природного заповедника «Оренбургский» в естественной среде обитания проживает небольшая популяция диких лошадей Пржевальского. Научные сотрудники занимаются реинтродукцией вида, чтобы однажды выпустить животных в дикую природу. Пока что это невозможно: без человека виду грозит вымирание. Фильм «Зрительная полоса» транслирует два взгляда на реальность: лошади и человека.
26 июля (суббота), 17:00–20:00
Диалог о фильме «Бэнкси» (12+)
Дискуссия с Эльдаром Ганеевым.
Тема обсуждения: коммерциализация искусства. Как работы Бэнкси становятся объектами коммерческой торговли и аукционов, и как это противоречит духу уличного искусства.
О фильме: документальный фильм «Бэнкси» посвящён не только и не столько личности самого таинственного андеграундного художника современности, превратившего уличное искусство в политический манифест; картина прослеживает историю становления такого неоднозначного вида искусства, как граффити.
1 августа (пятница), 19:30–22:00
Диалог о фильме «Зона интересов» (18+)
Дискуссия с Викторией Сёмкой.
Тема обсуждения: пределы человеческой этики в повседневности. Философский разбор фильма.
О фильме: Рудольф Хёсс работает комендантом концентрационного лагеря Освенцим. В нескольких метрах от его работы стоит его дом с просторным участком: небольшой бассейн, беседка, ухоженные лужайки, огород и даже оранжерея — его жена много времени уделяет ландшафтному дизайну. В этом райском уголке, за стеной которого днём и ночью раздаются крики и непрерывно работает крематорий, растут пятеро детей Хёссов, сюда приходят гости и коллеги, здесь пара планирует своё будущее.
13 августа (среда), 19:30–22:00
Диалог о фильме «Папа умер в субботу» (18+)
Дискуссия с Маргаритой Комиссаровой.
Тема обсуждения: эстетика обыденности. Бытовое и экзистенциальное в осмыслении темы семьи.
О фильме: у 30-летней москвички Айко умер папа, с которым она не общалась много лет — он был тираном, и ей его не жалко. Но она зачем-то едет в Казахстан на похороны, где впервые видит вторую папину семью: сестра — невыносима, братишка — не от мира сего, мачеха — ровесница самой Айко. А самое странное — для них папа был совсем другим.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.