Как формировались и как менялись собрания публичных музеев XIX-ХХ века? Какие сдвиги происходят в этих институциях с наступлением цифровой эпохи? Что движет коллекционером и как развиваются частные собрания в пространстве искусства? Когда коллекция становится медиумом художника, какие смыслы она может открывать зрителю? Какие новые формы может принимать художественный музей сегодня? Эти и другие вопросы будут в фокусе внимания программы.
Собирая артефакты, мы собираем миры.
Куратор параллельной программы: Александра Першеева — доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, специалист по истории и теории экранных искусств, автор книги «Видеоарт. Монтаж зрителя», лауреат премии С. Курехина, соавтор подкаста «Полиэкран» о современной визуальной культуре. Член ассоциации художественных критиков AICA-Russia.
12 июля | Коллекция как исследование
18:00 — Лекция Ирины Сахно о коллекционировании как инструменте культурологического исследования Аби Варбурга и его последователей, преобразивших науку об искусстве.
19:30 — TED-talk Екатерины Михайловой об арт-проекте, посвященном коллекциям, которые становятся для зрителя окошком в жизненный мир того, кто их собирает.
20 июля | Коллекции как компас в мире искусства
17:30 — Лекция Натальи Александровой о великих коллекционерах искусства рубежа веков и их вкладе в формирование современной культуры.
18:45 — Лекция Ирины Чмыревой о бытовании русской фотографии в музеях Южной и Северной Америки. Неожиданности и закономерности.
20:00 — TED-talk Владимира Архипова о том, как он сделал поиск и коллекционирование уникальных предметов, созданных не-художниками, своим главным арт-проектом.
27 июля | Коллекции музыки и кино
«День музыки и кино» включает показ коллекции-альманаха короткометражных фильмов студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ и обсуждение современных тенденций в клипмейкинге, музыке и медиа.
17:30 — Спецпоказ альманаха (коллекции) короткометражных фильмов и видеоарта студентов Школы дизайна.
19:00 — Концерт электронной музыки, создаваемой в синергии с живописью.
«Чёрный, охра, красный на красном» — посвящение Марку Ротко и Бернхарду Гюнтеру. Композиция для ударных, скрипки и электроники — оммаж каноническому полотну Марка Ротко «Чёрный, охра, красный на красном» #46, созданному в 1957 году и хрестоматийной lowercase композиции Бернхарда Гюнтера «Коричневый, синий, коричневый на синем», записанной на рубеже 20/21 века, и так же прямо посвящённой Марку Ротко. Этот саунд-перформанс, предполагающий особое воздествие ввиду своей ритуальной сайт-специфичности (исполнители располагаются в разных пространствах музея и синхронизируют свои действия посредством секундомера и звучащей предзаписи), за счет двойного посвящения в названии (живописцу и музыканту) становится формой художественной мистификации, претендующей на извлечение «скрытых смыслов» из полотна Ротко (в том числе значений отдельных цветов) и преобразования их в слоистый звуковой материал.
Премьера композиции состоялась 22 марта 2024 года в рамках финисажа выставки «Мажоры, миноры. Послезвучие» в пространстве HSE ART GALLERY. Участники первого исполнения.
Чёрная — Елисей Дрегалин — ударные;
Охра — Евгений Вороновский — скрипка с электроникой;
Красная — Сергей Зыков — моносинтезатор, кассетные диктофоны.
Вход на мероприятия осуществляется по регистрации и входному билету в музей.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.