Купить билеты
MMOMA x Kotä | Образовательный курс | Внешние ограничения. Медиа археология и построение сложных систем в искусстве

Искусство и культура 16+

ММОМА совместно с лабораторией звуковых исследований Kotä продолжает изучать различные аспекты, связанные со звуком. В этот раз в фокусе нашего внимания будут художники, композиторы и музыканты, деятельность которых можно назвать «междисциплинарной». Находясь в пограничном жанровом поле они создавали собственную мифологию, где все элементы взаимосвязаны, а процессы подчинены довольно четким, установленным автором, правилам.

Чаще всего такие художественные системы требуют от зрителя дополнительного внимания и погружения в материал. Иногда, для адекватного восприятия отдельного проекта нужно ознакомиться со всей практикой художника, его биографией. Подобные истории могут как завораживать, вызывать исключительный интерес, так и отталкивать — остаться к ним равнодушными сложно.

Через применение метода art-based research — построение дерева взаимосвязей взятых из творческого, исторического контекста и состава произведений —  исследуя визуальные артефакты, фотографии и документальные материалы, сквозь призму творчества и дискографию культовой экспериментальной группы Sonic Youth, становится возможным соединить разнообразные точки между арт-сценами, показывая целый культурный пласт возникший в современном искусстве за вторую половину XX века.

Занятия будут проходить с 1 по 29 июня — 2 раза в неделю (8 занятий по 2 часа, подробное расписание опубликовано ниже) в Образовательном центре ММОМА (Ермолаевский переулок, 17). 

26 мая в 18:00 состоится первая ознакомительная встреча — проходит бесплатно.

Разовое посещение любой лекции — 1500 руб.
Абонемент на 8 занятий — 8000 руб.


По купленным билетам / абонементам можно посещать занятия оффлайн или смотреть онлайн.

Все приобретающие билеты и абонементы участники будут получать ссылки на трансляции лекций за час до начала мероприятия. 

Для приобретающих абонементы, будет создан чат, в котором вы сможете общаться с преподавателями, а мы — делиться дополнительными материалами.

Контекст:
«Внешние ограничения» — дословный, но не совсем верный перевод названия американского фантастического сериала «Outer Limits», который стартовал на экранах в 1963 году. Это был альманах историй о неизведанных возможностях человека и окружающей его природы, зачастую, довольно тревожных.

Применительно к курсу «внешние ограничения» будут относится в первую очередь к медиумам, используемым в актуальных художественных практиках. Будут рассмотрены стратегии создания персонального кода художника, собственного “голоса” или “саунда”, а также, как выстраиваются художественные произведения со сложной структурой.

Sonic Youth славится размытием музыкальных жанров, переходом от громоподобного нойз-рока и атональных шумовых композиций к тонкому деконструированию звука и расширению возможностей используемой аппаратуры и инструментов. «То, что мы делаем, постоянно изобретает само себя. У меня нет для этого терминологии», – как-то заметил основатель группы Терстон Мур.

Дрейфующие по дискографии авангардные шумовые композиции и альбомы попадавшие в мейнстрим, сделали Sonic Youth одной из самых влиятельных экспериментальных рок-групп в истории музыки. Терстон Мур, Ким Гордон, Ли Ранальдо и Стив Шелли сотрудничая со многими другими музыкантами, известными художниками, режиссерами, фотографами и дизайнерами в течение 30 лет совместно творили историю группы и участвовали в междисциплинарных сольных проектах. Многочисленные художники, от Ричарда Принса и Раймонда Петтибона до Герхарда Рихтера, создавали обложки альбомов Sonic Youth и сформировали цельный визуальный образ на стыке разных жанров и искусств.

Польза курса:
Детальное погружение в контексты создания многих произведений позволит сформировать подход для создания собственных междисциплинарных проектов и новых исследований.

Важная составляющая курса — совместные прослушивания и обсуждения музыкальных произведений.

Практический трек курса будет сфокусирован на достижении микро-целей, который поможет сформировать свои творческие проекты или просто попробовать их обнаружить.

Также частью практических работ будет высвечивание инструментария и технической составляющей, т.е. устройств, формирующих конкретный звук: начиная от разбора педал-борда и используемых устройств группой Sonic Youth, до особенностей выстраивания собственного саунда кураторов.

Для кого этот курс:

  • для широкой публики, которой интересна культурология и история искусств ХХ века, и есть желание расширить свой культурный кругозор за счет новых имен, и опробовать средства декодирования художественных смыслов;
  • для художников, выстраивающих собственный сторителлинг и мифологию;
  • для меломанов-музыкантов, желающих разобраться, как создается нравящаяся им музыка.

Программа курса:

1.06 (суббота) | 16:00
Конструктор себя. Авторская мифология как основа междисциплинарной художественной практики
Преподаватель: Сергей Зыков


На примере двух крупных фигур XX века — художника Йозефа Бойса и композитора Карлхайнца Штокхаузена будут рассмотрены стратегии создания персонального кода, дающего возможность создавать художественные произведения с использованием разных медиумов, которые будут естественным образом объединены общей рамкой авторского месседжа и стиля.

4.06 (вторник) | 19:00
Повествуя системой. Художественные произведения со сложной структурой. Как создать собственный мир в рамках одного проекта
Преподаватель: Сергей Зыков


Разбирая популярные проекты из разных областей со сложным внутренним устройством (романы Джона Митчела и Джонатана Сафрана Фоера, фильмы Кристофера Нолана и Шэйна Каррута, оперы Филипа Гласса и альбомы Pink Floyd, видеоигры из серий «Myst» и «Atlantis») определим как общая сценарная структура и точные важные детали дают возможность построить комплексный уникальный “мир” в рамке одного художественного произведения.

8.06 (суббота) | 16:00
Ноу-вейв и звучащая вселенная (no wave & sonic universe). Формирование сцены. Основания междисциплинарной деятельности (лекция-прослушивание)

Преподаватель: Роман Головко

В начале 80х визуальное искусство и экспериментальная музыка казались одной и той же энергией, и естественное пересечение между ними заложило основы для междисциплинарной деятельности. Благодаря сотрудничеству с музыкантами, художниками, режиссерами, модельерами, писателями и другими творческими личностями SONIC YOUTH максимально расширили свой художественный потенциал, который к настоящему времени можно определить как настоящую Вселенную. Мы погрузимся в эту Вселенную и проследим некоторые траектории, которые в дальнейшем будут максимально влиять как на андеграунд и локальные субкультуры, так и на массовую культуру по всему миру.

Персоналии и альбомы:
Sonic Youth, Kim Gordon (музыкант, художник), Thurstone Moore (музыкант, художник), Michael Gira (музыкант, художник), Glenn Branka (музыкант, художник), James Welling (фотограф), Richard Kern (режиссер), Lydia Lunch (музыкант), Lung Leg (художник), Richard Avedon (фотограф), Philip K. Dick (писатель), Dan Graham (художник, писатель, куратор).

Sonic Youth Neutral Records 1982, Confusion Is Sex Neutral Records 1983, Bad Moon Rising Blast First, Homestead Records 1985, Evol SST Records 1986, Sister SST Records 1987.

11.06 (вторник) | 19:00
Нация мечтателей (daydream nation). Коллекционирование и медиаархивация. Дискография как инструмент для культурологического анализа
Преподаватель: Роман Головко


Исследование и картографирование неизвестных культурных территорий посредством анализа деятельности музыкантов в составе группы и в качестве четырех отдельных художников и культурных деятелей, каждый из которых имеет свои особые связи с международной культурной сценой, которые мы постараемся проследить в этом блоке.

Персоналии и альбомы:
Gerhard Richter (художник), Raymond Pettibon (художник), Mike Kelley (художник), Kurt Cobain (музыкант), Mark Bortwick (фотограф).

Daydream Nation Enigma, Blast First 1988, Goo DGC 1990, Dirty DGC 1992, Whores Moaning / Oz ’93 Tour Edition Geffen Records 1993, Experimental Jet Set, Trash And No Star DGC 1994, Washing Machine DGC 1995.

15.06 (суббота) | 16:00
Тревога и тайна. Преимущества “темного”, “странного”, “агрессивного” эмоционального воздействия. Как увлечь зрителя / слушателя акцентируя смутные / негативные эмоциональные переживания (лекция-практика)

Преподаватель: Сергей Зыков

На примере художественных проектов, которые можно назвать в умеренно или высокой степени “некомфортными” (художники Пол Тек и Алексей Таруц, режиссер Дэвид Линч, писатель Говард Филлипс Лавкрафт,  dark ambient / drone / noise музыка), используя призму актуальной философии (Ник Ланд, Юджин Такер, Бен Вудвард) попытаемся понять, почему именно такие культурные особенно сильно воздействуют на человека и столь актуальны для него в современной реальности.

В рамках практической части участники смогут поработать с музыкальными инструментами, записывающими устройствами и бутиковыми педалями эффектов, используемыми сегодня музыкантами для “затемнения” звукового материала.

Лоу-фай сэмплинг, запись на магнитную ленту и манипуляции со скоростью ее воспроизведения, добавление эффектов задержки звука и дисторшена — все эти приемы позволяют внести в музыкальную композицию атмосферу таинственности и, при желании, сделать ее по-настоящему “странной”.

18.06 (вторник) | 19:00
Прощай 20-й век (Goodbay 20th century). Создание концептуальной рамки для исследования визуальной культуры
Преподаватель: Роман Головко


Goodbay 20th Century — один из самых амбициозных проектов из разнообразных релизов группы. Он был посвящен не новому материалу или студийным импровизациям, а представлял собой набор интерпретаций различных произведений других композиторов. Этот альбом — дань уважения авангардистам и композиторам-модернистам, включающий приглашенных исполнителей и несколько чрезвычайно интересных записей Джона Кейджа, Стива Райха, Кристиана Вульф, Йоко Оно, Карнелиуса Кардью и других. Мы детально разберем этот релиз, который предлагает проследовать нам по звуковым тропам, которые иначе мы возможно не смогли бы найти сами.

Персоналии и альбомы:
Christian Wolff, John Cage, Pauline Oliveros, Takehisa Kosugi, Yoko Ono, Steve Reich,  George Maciunas, Nicolas Slonimsky, Cornelius Cardew, William S. Burroughs (писатель), Поэзия бит-поколения (Allen Ginsberg, Jack Kerouac), Jim O’Rourke (музыкант, продюсер), Mike Mills (режиссер, сценарист и графический дизайнер), Lance Acord (оператор и режиссер), Richard Prince (хужожник, фотограф).

A Thousand Leaves DGC 1998, Goodbye 20th Century Sonic Youth Records 1999, NYC Ghosts & Flowers Geffen Records 2000, Murray Street DGC 2002.

22.06 (суббота) | 16:00
Карты сокровищ. Графические партитуры и другие неконвенциональные методы фиксации музыкального / междисциплинарного проекта (лекция-практика)
Преподаватель: Сергей Зыков


Лекция и практикум по созданию графических партитур: на основе работы с материалом всех предыдущих лекций. Работа над структурой альбома: общеконцептуальной, музыкальной и визуальной составляющими.

В рамках практической части участники познакомятся с оригинальными физическими копиями хрестоматийных графических партитур и сделают набросок собственной композиции или концептуального альбома в ручной графике — тушь или акварель, цветные линеры, чертеж или рисунок на миллиметровой или тонированной бумаге, кальке.

29.06 (суббота) | 16:00
Сенсационное исправление (sensational fix). Art-based research: исследования и работа с архивом как метод художественного производства
Преподаватель: Роман Головко


Выставка 2008 года SONIC YOUTH – SENSATIONAL FIX выполнена в той же технике коллажа, которую группа применяла для оформления обложек своих альбомов. Благодаря этому многослойному коллажу мы сможем раскрыть альтернативную историю современной культуры, при этом цель не только дать полный обзор истории группы, но и обозначить несколько направлений, по которым двигалось и развивалась современное искусство.

Персоналии и альбомы:
Christopher Wool (художник), Jeff Wall (художник), Richard Kern (художник, режиссер, сценарист и фотограф), John Fahey (музыкант, художник), Frank Olinsky (арт-директор).

Sonic Nurse DGC 2004, Rather Ripped Geffen Records 2006, The Destroyed Room (B-Sides And Rarities) Geffen Records 2006, The Eternal Matador 2009.


В финальном практическом блоке участники смогут продемонстрировать концепции, наброски, материалы для собственной композиции или альбома и обсудить с ведущими курса.


Лекторы:
Роман Головко
— интердисциплинарный художник, саунд-артист и экспериментальный музыкант. Сфокусирован на пространственных инсталляциях, звуковой скульптуре, саунд-арт перформансах, импровизационной электроакустической музыке и экспериментах в области синтеза звука и деконструкции поэтического текста. Резидент московского музыкального издательства и звуковой лаборатории kota.moscow. Куратор и арт-директор WLFFFLW Records. Участник множественных выставочных проектов с инсталляциями, скульптурами, арт-объектами и аудиовизуальными работами в ММОМА, Третьяковской галерее, Музее Москвы, Доме Радио, Новой сцене Александринского театра, ЦСИ Винзавод, галерее Граунд Солянка и других. Закончил Тольяттинский колледж искусств, Тольяттинский государственный университет и институт современного искусства БАЗА. Более 20 лет профессионально занимается графическим дизайном. В прошлом — дизайнер и арт-директор журнала Esquire, издательства Independent Media и книжного издательства «Эксмо».

Сергей Зыков  — участник и сооснователь ансамблей современной музыки Kymatic и Clotho, специалист в отделе школьных программ фонда V–A–C. Курировал музыкальное направление Мультимедиа Арт Музея MAMMusic и музыкальный блок Культурного центра ЗИЛ. Художник, независимый музыкант, выпускник Московского архитектурного института (МАрхИ) и института современного искусства БАЗА. Преподаватель дисциплины «Графические партитуры» профиля «Звукового искусства и звукового дизайна» факультета Креативных индустрий в НИУ ВШЭ.

Поделиться:

Через 22 дня
26 мая 18:00 — 29 июня 19:00

Москва
Ермолаевский переулок, 17
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов