Лекторий ММОМА. Курс «Отечественное искусство: идентичность в международном диалоге». Лекция 3. Создание культа авангарда. Художественные группировки и арт-легенды

Автор и лектор курса: Кирилл Алексеев.

Искусство и культура 16+

Важнейшим художественным достижением балетной реформы Дягилева стало открытие новых музыкальных имен, в том числе имя композитора-новатора Эрика Сати. Дягилева умел выявлять в творчестве композиторов те элементы, которые могли бы указать новую художественную перспективу. Открытие Дягилевым Сати для европейской музыки сопоставимо с его же открытием Стравинского. Сати Дягилев заказал музыку для балета «Парад» (либретто Ж.Кокто, декорации П.Пикассо, постановка Л. Мясина), который стал одной из вершин музыкального авангарда. Инициатива обращения к Сати исходила от Жана Кокто, ставшего своего рода Вергилием в хождении Дягилева по парижским художественным кругам. Девизом постановки стали слова сопровождающего балет манифеста Аполлинера: «Новый дух» («L’Esprit Nouveau»). Написанный по личной просьбе Дягилева и Кокто, манифест искусства будущего проложил путь молодой музыке Франции. Эрик Сати дал собственное определение нового искусства: «В искусстве нет правды, вернее, одной правды». Балет «Парад» стал одной из вершин авангарда и создал новое направление в искусстве ХХ века — балет авангарда, цирковой балет, балет-коллаж. Он представлял собой не столько балет, сколько мимические сцены с элементами циркового представления и мюзик-холла.

Балет был воспринят публикой как «пощечина общественному вкусу», но Дягилев обладал отдельным талантом превращать скандал в триумф, а триумф в скандал. Кокто вспоминал: «Дягилев сказал мне: «Удиви меня!» Но сам он был удивлен числом талантливых композиторов и расцветом музыкальной жизни Парижа. Русские и испанские художники в Париже воспринимались как французы, и русский балет был русским только по составу танцовщиков. Происходящее в Париже события, учиняемые русскими эмигрантами, были почти единовременны такому знаковому проявлению московского авангарда, как объединение «Бубновый валет». Оно зародилось после выставки с одноименным названием, представленные на которой произведения немало шокировали публику. Но художники рассчитывали именно на такую реакцию, стараясь, чтобы их работы воспринимались как уличное действо, пронизанное балаганным духом. Название выставки предложил М. Ларионов, оно заимствовано из уличного жаргона, что означало плут, мошенник. На своих выставках участники объединения часто экспонировали себя вместе с произведениями французских художников, осознавая себя погруженными в мировой контекст.

________________________________________________________________________________

  • Лекция состоится 4 октября в 19:30. Стоимость билета — 450 ₽ (полный), 200 ₽ (льготный, приобретается на кассе на офлайн лекции или по запросу на email или WhatsApp на онлайн).
  • Разовый билет на офлайн лекцию в Образовательном центре ММОМА (Ермолаевский 17) вы можете также купить на кассе перед началом лекции с помощью специального QR-кода.

  • Трансляция лекции проходит на платформе Webinar.ru. После покупки билет на лекцию Вам на почту придет подтверждение об участии, а в день трансляции — ссылка с приглашением на вебинар и несколько напоминаний о трансляции перед ее началом. Пожалуйста, следите за новостями на почте!

________________________________________________________________________________

Лекторий ММОМА — это вся история российского и зарубежного искусства за последние два века, рассказанная ведущими теоретиками и практиками. Главные стили, течения, ключевые события и фигуры — увлекательно и доступно. Вы можете посещать все занятия Лектория, только интересные вам модули или отдельные лекции из любых модулей и курсов. Запись в Лекторий осуществляется без каких-либо вступительных испытаний, а занятия не требуют от слушателей специальной подготовки.

Контакты:
sansieva@mmoma.ru
8-916-293-99-75

Поделиться:

576 дней назад
4 октября 2022 19:30–21:00

Москва
Ермолаевский переулок, 17
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов